РЕФОРМА ОРГАНОВ ВЛАСТИ: РАЗНОЕ ВИДЕНИЕ
Александр Лукашенко сообщил о создании госкомиссии по реформированию органов государственной власти. Параллельно предложения относительно модернизации системы госорганов разрабатывают представители гражданского общества.
«Полагаю, что нам придется прилично подсократиться в государственных структурах, думаю, процентов где-то на 25—30. Внизу меньше, вверху побольше, убрав ненужные функции и значительно потом увеличив денежное довольствие и заработную плату госслужащих. И отсюда — милиции, военным и так далее», — сказал Лукашенко, принимая с докладом министра внутренних дел Игоря Шуневича.
Говоря о реформировании МВД, глава государства предложил «подумать об увеличении власти милиции».
По его словам, «ни участковый, ни министр, ни другие, никто не должен бегать по десять раз по одному и тому же месту и уговаривать кого-то. Милиционер должен прийти и на основании четко законодательно прописанных норм потребовать исполнения обязанностей тем или иным лицом, и больше там не появляться». Лукашенко считает, что в результате такого подхода усилится «соответствующая власть должностных лиц в милиции, и не только в милиции».
В свою очередь, Шуневич доложил главе государства о предварительных результатах работы по реформированию системы органов внутренних дел и планах на будущее. Этот процесс развивается по трем основным направлениям: идеологическое и кадровое обеспечение органов внутренних дел, реформирование милиции общественной безопасности и реформирование криминальной милиции.
Бывший следователь прокуратуры, а ныне правозащитник Олег Волчек, комментируя заявление Лукашенко, отметил, что глава государства «наконец-то прислушался к тем рекомендациям, которые ему давали».
«Мы давно говорили, что участковых надо освободить от бумажной работы, дать им больше полномочий, большую зарплату. Сейчас каждый второй жалуется на безумную занятость при низкой зарплате, со службы бегут в первую очередь низовые сотрудники — участковые и оперуполномоченные. Они делают основную работу. Доходит даже до того, что участковые и оперуполномоченные делают работу следователей — снимают показания, допрашивают потерпевших и свидетелей. Зачем нам тогда следственный комитет?» — отметил Волчек.
Он не разделяет опасений некоторых аналитиков по поводу возможного расширения функций и полномочий сотрудников милиции. «Во-первых, пока еще не ясно, в каком ключе будет проводиться реформа МВД. Я думаю, это мы услышим, когда перед подчиненными выступит Шуневич. Во-вторых, функции сотрудников милиции расширять некуда — они и так уже расширены до предела, так что в этом плане я проблем пока не вижу», — сказал Волчек.
Бывший судья Конституционного суда Михаил Пастухов, координирующий работу группы экспертов, отмечает, что необходимость в преобразованиях уже давно назрела. Но предложенные наверху меры ничего не дадут:
«В итоге опять получится бутафория и имитация, а сокращение части госслужащих, по сути, ничего не принесет. Даст, конечно, некоторую экономию средств, какую-то чистку госаппарата, заставит чиновников еще более преданно служить высшей власти. Но обществу это практически ничего не даст», — прогнозирует Пастухов.
По его словам, у экспертной группы уже есть конкретные наработки. Так, предлагается провести реформирование судов, МВД, прокуратуры, пенитенциарной системы. «В том, что касается судов, мы говорим о необходимости дальнейшей их специализации, — пояснил Пастухов. — Предлагаем создание специализированных судов, таких как суды по делам несовершеннолетних, по рассмотрению административных споров. Также говорим об упразднении института судебных заседателей и введении по отдельным категориям дел судов с участием присяжных заседателей, о праве граждан обращаться непосредственно в Конституционный суд».
При реформировании МВД экспертная группа предлагает значительно сократить аппарат, как центральный, так и на региональном уровне. Кроме того, не исключают эксперты и предельного сокращения внутренних войск, а в перспективе — их вывода из системы МВД. Есть предложение вывести Департамент исполнения наказаний из системы МВД и подчинить Министерству юстиции.
«Что касается прокуратуры, то мы выступаем за сокращение сферы общего надзора — тогда прокуратура сможет работать сугубо в каких-то конкретных сферах, в том числе осуществлять контроль за расследованием преступлений, а также осуществлять более надежный надзор за законностью в местах лишения свободы», — сказал Пастухов.
Кроме того, эксперты считают необходимым сделать так, чтобы Министерство юстиции не вторгалось в деятельность адвокатов. Лицензии адвокатов должны носить бессрочный характер, а лишить лицензии можно будет только при наличии достаточных к тому оснований и обязательно в судебном порядке.
«Мы также выработали предложения по модернизации тюремной системы, чтобы придать ей какой-то человеческий облик, улучшить условия содержания в колониях, следственных изоляторах, чтобы не допускать недозволенного воздействия на осужденных и не расправляться с представителями политической оппозиции, которые оказываются в местах лишения свободы», — рассказал Пастухов.
Говоря о перспективах сотрудничества с властями, Пастухов подчеркивает: «Мы были бы очень рады, захоти они изучить наши предложения. Мы их не скрываем и готовы совместно потрудиться, чтобы принять какие-то не бутафорские, а реальные меры, которые могут качественно улучшить работу и судов, и правоохранительных органов, и жизнь наших граждан».
Но пока видение преобразований у правящей верхушки и у независимых экспертов разное.
Татьяна КОРОВЕНКОВА, БелаПАН