TOP

ГРАБЬ НАГРАБЛЕННОЕ

26 октября на внеочередном собрании акционеров СОАО «Коммунарка» был переизбран наблюдательный совет и принято решение об увеличении государственной доли до 57% через дополнительную эмиссию акций, безвозмездно переданных государству. Таким образом, завершилась операция по конфискации акций у акционеров (главным из которых был белорусско-американский бизнесмен М. Новиков) кондитерских фабрик «Коммунарка» и «Спартак», объявленная А. Лукашенко на скандальном совещании 12 октября. 

Вы как представители частного капитала не можете оставаться глухи к стонам родины.

И. Ильф, Е. Петров. «Двенадцать стульев»

Важно подчеркнуть, что речь шла об акционерных обществах, в которых государство не имело контрольного пакета. Но на том совещании президент распорядился: «С завтрашнего дня наблюдательные советы ликвидировать… Руководители предприятий принимают решение единолично, как госпредприятия, забыв о том, что у них когда-то был наблюдательный совет… Мое решение однозначное, не глядя ни на каких инвесторов и инвестиционный климат…». И приказал увеличить госдолю в этих открытых акционерных обществах практически втрое.

Некоторые СМИ назвали эту акцию национализацией негосударственной собственности. Однако применение такого термина в данном случае будет не совсем точным. Ибо, согласно даже белорусскому законодательству, национализация предполагает компенсацию бывшим собственникам за изъятое имущество. В данном случае ни о какой компенсации речь не идет.

Опять же, по закону переизбрать наблюдательный совет в акционерном обществе может только общее собрание акционеров. Президент не имеет права вмешиваться в этот процесс, и уж тем более с помощью устных указаний.

К конфискации собственности были подключены и судебные органы. Вы будете смеяться, но Высший хозяйственный суд вдруг обнаружил, что приватизация кондитерских фабрик «Коммунарка» и «Спартак» в 1993 году прошла с нарушениями, якобы была занижена их стоимость. 19 лет этого не замечали, а тут проснулись.

Важно обратить внимание, что Гражданский кодекс предусматривает срок исковой давности 10 лет. Именно в течение такого периода можно признать приватизационную сделку недействительной. В нашем случае прошло 19 лет.

Поэтому то, что произошло, трудно назвать цивилизованным понятием «национализация». Тут необходимы другие слова, используемые в любимой многими хронике.

Обращение в госсобственность двух кондитерских фабрик не стало сенсацией, а лишь пополнило скорбный мартиролог государственных экспроприаций. В последние годы подобная судьба постигла СООО «Пинскдрев», ОАО «Белмедпрепараты», ОАО «Керамин».

Более того, заявление А. Лукашенко на совещании 12 октября свидетельствует о том, что это не случайность, не досадное исключение, не разовая акция, связанная с плохим управлением этими предприятиями, а вполне целенаправленная политическая линия на огосударствление экономики, возвращение приватизированных предприятий под контроль государства. «Пора давно признать ошибочность того, что было сделано в 90-е годы. Но эти предприятия: перерабатывающей промышленности, обувь и прочее — надо за них держаться, это народные предприятия. И эти предприятия должны быть, в подавляющем большинстве, в руках государства. И никакой тут приватизации быть не должно! И прекратите в правительстве заниматься этой чепухой. Начинайте управлять тем, что есть… В течение октября закрыть проблему по всем предприятиям, которые когда-то были приватизированы, розданы и прочее. Все они должны быть государственными предприятиями! Государство должно иметь контрольный пакет акций и напрямую ими управлять», — сказал президент.

В последние годы белорусские власти прилагают большие усилия по созданию в Беларуси благоприятного инвестиционного климата. Президент поставил задачу, чтобы наша страна вошла в 30 лучших государств в мире по условиям ведения бизнеса. На прошлой неделе государственные СМИ сильно радовались, что Беларусь заняла в рейтинге Всемирного банка 58-е место, шагнув за год на две позиции вверх. В Инвестиционном кодексе, Гражданском кодексе, проекте закона об инвестициях зафиксированы гарантии защиты собственности, имущества белорусским и иностранным инвесторам. Планы по привлечению инвестиций разверстаны по каждому району и предприятию. Через несколько дней в Беларуси состоится очередной инвестиционный форум.

Но конфискация двух кондитерских фабрик фактически перечеркивает все эти усилия. В условиях правового беспредела бизнес не развивается. Принцип «грабь награбленное» существовал в пиратских республиках.

Если кто-то считает, что, дескать, мне до этого нет никакого дела, меня это не касается, пусть болит голова у бизнесменов, то он ошибается. Не только потому, что пострадали рядовые акционеры, работники этих фабрик. Вот недавно с большой рекламой продавались всем желающим акции завода шампанских вин. Кто может дать гарантию, что президент не передумает и не оставит всех акционеров с носом? Покажется ему, что заводом плохо управляют, и превратит его в унитарное предприятие.

Хочу напомнить, что 11 сентября 2012 года А. Лукашенко во время совещания по вопросам жилищного строительства поручил проверить, кто из граждан, построивших квартиру с государственной поддержкой, сдает ее в аренду. «Сдал в аренду — заберите у него квартиру!» — потребовал президент. Т. е. если право как институт отсутствует, то ничья собственность не защищена.

В курс на реприватизацию вписывается и решение, принятое еще в марте, об отказе от плана и списков предприятий, подлежащих приватизации. И даже давление России, угроза Антикризисного фонда ЕврАзЭС прекратить кредитование пока не могут сдвинуть процесс с мертвой точки.

В 2008 году, когда Москва объявила о резком сокращении субсидий белорусской экономике, политическое руководство Беларуси приняло решение о начале экономической либерализации. Именно тогда была поставлена задача войти в 30 лучших государств в мире по условиям ведения бизнеса. Был снят запрет на продажу и покупку приватизационных акций. Была даже принята специальная директива № 4 о либерализации.

Но прошло совсем немного времени, и эта политика оказалась свернутой. В вопросе приватизации власти даже повернули назад. Выяснилось, что ресурсы самоизменения системы весьма ограничены. Она реагирует только на сильное внешнее воздействие.

Появились комментарии, что, дескать, кондитерские фабрики отняли у бизнесмена М. Новикова, чтобы кому-то перепродать. На наш взгляд, дело в другом. Доминирование государственной собственности обеспечивает зависимость большинства населения от государства, экономический и политический контроль власти над обществом. В этом суть белорусской социальной модели. А частная собственность, пусть даже на квартиру, дает гражданину определенную независимость. Как раз этого и не хочет политическое руководство. 

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.