TOP

ШТРАФНИКИ

Все должны быть вырезаны от президента вниз. Все! Вместе с министром.Из выступления А. Лукашенко на Олимпийском собрании 26 октября.В стране много самых разных проблем, которые к тому же нарастают как снежный ком.

Постоянно растут цены на товары и услуги первой необходимости. После того как Россия нанесла сильный удар по белорусскому нефтяному бизнесу, появился дефицит платежного баланса. Для решения возникших проблем с валютой пришлось срочно созывать совещание по развитию экспорта. Об остроте ситуации свидетельствует заявление А. Лукашенко: «Нам надо дополнительно с учетом этого года найти два, максимум три миллиарда в год — больше ничего не надо, и мы будем нормально жить».

И вот на фоне всех этих проблем глава государства уже в статусе президента Национального олимпийского комитета (НОК) за короткое время проводит два совещания (Олимпийское собрание и заседание исполкома НОК), где подводит итоги выступления белорусских спортсменов на Олимпийских играх в Лондоне, закончившихся еще 12 августа. Драматические разборки завершились тем, что в отставку было отправлено все руководство спортивной отрасли. Пожалуй, никогда ранее А. Лукашенко не решал так радикально проблему в какой-либо сфере. Что же случилось такое катастрофическое, что глава государства, бросив все, вдруг рьяно взялся за спортивную отрасль?

Во всем мире спорт является фактором политики, многие политические деятели стремятся использовать спортивные достижения своей страны для повышения собственной популярности. В Беларуси же он играет особую роль. Здесь спортивные успехи стали не только средством легитимизации нынешней власти. В условиях тотального раскола белорусского общества, отсутствия объединяющих идей спорт становится одним из немногих факторов консолидации социума, важным элементом формирования нации. Ибо за своих спортсменов болеют люди разных политических убеждений.

Понятно, что сам А. Лукашенко пытается взимать полную политическую ренту со спортивного капитала. Он старается поддерживать имидж самого спортивного президента в мире. Спорт стал для него любимой игрушкой. Возглавив НОК, он взял эту сферу под личное управление. Ледовые дворцы превратились в главные стройки Беларуси, а хоккеисты стали самыми высокооплачиваемыми людьми в стране. Бывали случаи (на Олимпийских играх в Нагано в 1998 году), когда глава государства лично давал установку сборной по хоккею, как надо играть.

Особенно важны успехи в спорте в период экономических неурядиц. Они позволяют отвлечь внимание граждан от социальных проблем. Стремление предложить народу зрелище вместо хлеба — явление древнее, как первородный грех, и столь же неистребимое. Особенно активно этот феномен используют диктаторские режимы, например, Куба.

И надо же такому случиться, что именно в момент, когда белорусскому политическому руководству нужен был хоть какой-нибудь успех, случился оглушительный провал. На Олимпийских играх в Лондоне наши спортсмены получили лишь 12 медалей вместо 25 запланированных. Это самый плохой результат за всю историю независимой Беларуси.

Симптом очень знаменательный. Если та сфера, которой сам президент уделяет самое пристальное внимание, куда вкладываются большие деньги, дает с каждым разом все худший результат, то это значит, что созданная в стране система управления не работает. Раньше это было самоочевидным в экономике, внешней политике, теперь очередь дошла и до спорта. Разваливается все. Это естественная логика деградации системы, построенной на порочной основе.

Вначале сам А. Лукашенко и государственные СМИ поспешили объявить, что такой плохой итог объясняется заговором против Беларуси мировой закулисы. В самом деле, если бы соревнования судила Л. Ермошина, их результаты наверняка были бы другими.

Но вот все же наступило время разбора полетов. Из стенограммы Олимпийского собрания, опубликованной газетой «Прессбол», мы узнали, что в спортивной отрасли процветает всеобъемлющая коррупция. Выяснилось, что все воруют, коррупционер сидит на коррупционере.

Из выступления главы государства стало известно, что всех высоких чиновников в нашей стране прослушивают. А. Лукашенко рассказал, о чем говорили где-то в кулуарах министр спорта и туризма О. Качан («Качан говорит: «Меня снимут, так давайте Михадюка поставим»), помощник президента И. Заичков («Заичков это из доклада президента убрал и хвастался своему подельнику: «Ты не волнуйся, я вычеркнул!»).

Здесь можно было бы порассуждать на тему о нравах, царящих в высшем руководстве страны. Но в данном случае нас интересует другой сакраментальный вопрос: если в сфере, которая лично контролируется президентом, так всё прогнило, то что происходит в тех отраслях, до которых у А. Лукашенко руки не доходят?

Методы, предложенные главой государства для подъема спорта, незамысловатые. Преобладали угрозы в адрес чиновников, унижения, обещания отправить улицу выметать или надеть наручники («надо всех посадить, всех негодяев»). Даже прозвучало обвинение в измене. Все это больше напоминало разборку в раздевалке после проигранного матча, а не серьезный разговор на высоком государственном уровне.

Новый министр спорта и туризма Александр Шамко — генерал-майор внутренней службы, занимал должность заместителя министра по чрезвычайным ситуациям. Вице-президентами Национального олимпийского комитета стал бывший глава пограничного комитета И. Рачковский и бывший спикер Палаты представителей В. Коноплев.

То, что новые руководители спортивной отрасли раньше работали в совершенно другой сфере, не вызывает больших вопросов. Во всем мире министр — это политик, он не обязательно бывает специалистом, его функция — выдерживать политическую линию правящей команды.

В нашем случае удивляет то, что руководить спортом назначили военных. Глава Администрации президента А. Кобяков, представляя А. Шамко, отметил, что коллективу Минспорта повезло с новым министром, так как он «по-настоящему боевой генерал». Он, видимо, считает, что это наилучшая характеристика для министра спорта и туризма.

У А. Лукашенко есть большая приверженность к военным. Недавно он признался, что хотел назначить руководить Минском «военного человека». Логично, что в иерархично построенной командно-административной системе требуются жесткие исполнители. Здесь надо, как в известном анекдоте, не думать, а колотить. Поэтому понятна ставка на военных.

Но спортивная отрасль — это достаточно сложная структура. Почему-то все забывают, что кроме спорта, министерство курирует и развитие туризма. И методы управления им существенно отличаются от руководства воинским подразделением. Здесь надо не столько жесткость, сколько умный менеджмент.

И кстати, насчет последнего. Два вице-президента НОК — И. Рачковский и В. Коноплев – это штрафники. Т. е люди, снятые со своих постов со скандалом. И. Рачковский официально освобожден от должности главы пограничного комитета за то, что пограничники проворонили шведский самолет с плюшевыми медвежатами. Говоря словами поэта, «в прорыв идут штрафные батальоны». Но если руководитель завалил работу в одном ведомстве, сможет ли он быть эффективным менеджером в другом?

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.