TOP

РАЗРУШЕНИЕ БРЕНДОВ

Вы обратили внимание, что в последнее время А. Лукашенко развил необычную активность. Каждый день он либо проводит совещания даже по мелким вопросам, либо встречается со студентами, либо дает интервью иностранным СМИ. Это ускорение придал ему неудачный для властей итог парламентских выборов. Настоящий итог, а не тот, который был объявлен официально. Президент сделал определенные выводы. Он изо всех сил пытается вернуть утерянную популярность таким нехитрым способом. 

В иных государствах царит такая явность общественной жизни, что даже Тайная Полиция — явная и видна повсеместно.
Станислав Ежи Лец

Во время последних президентских выборов в Украине брендом Юлии Тимошенко (нынешней политической узницы) был слоган: «Вона працюе». Похоже, наш лидер пытается позаимствовать этот образ. Поможет ли?

Ведь прямо на глазах разрушается другой бренд: имидж Беларуси как оазиса стабильности на фоне мирового хаоса. 5 ноября 2012 года произошел взрыв на границе с Польшей. 6 ноября две бутылки с зажигательной смесью взорвались на территории посольства Литвы в Беларуси. 11 ноября произошел взрыв у стен управления КГБ по Витебской области. Почти одновременно наш героический КГБ обнаружил матерого шпиона. Беларусь прямо на глазах превращается в «горячую точку», новую Чечню или Дагестан.

Причем, если раньше белорусские власти слова «терроризм» боялись как огня, ибо какие террористы могут быть в стране железобетонной стабильности, то ныне все поменялось. Теперь любые инциденты, чрезвычайные обстоятельства КГБ квалифицировала как терроризм. Потому что по мере падения доверия общества к государственным институтам А. Лукашенко все больше опирается не на поддержку населения, а на силовой компонент. Соответственно вырос политический вес спецслужб. Но это надо же как-то обосновать, объяснить народу. И резкое увеличение количества терактов — как раз то, что нужно. Если повсюду такие угрозы, со всех сторон террористы, враги и шпионы, то страну надо же защищать. Как говорил товарищ Сталин, по мере роста успехов социализма и Советской власти классовая борьба обостряется. И кто же стоит на страже мирного сна белорусского народа? Конечно же, славный Комитет госбезопасности.

Поэтому в последнее время КГБ в информационном пространстве стало как-то очень много. Большинство событий так или иначе связаны с этим ведомством. То они кого-то ловят, то отпускают, то их пытаются подорвать (в Витебске), то снимают с должности их шефа. Получается, что вся общественно-политическая жизнь вращается вокруг КГБ. Триумф уже не полицейского государства, а государства спецслужб. Складывается впечатление, что граждане в стране существуют только для того, чтобы была работа для Комитета госбезопасности, а СМИ — чтобы освещать работу «органов».

Но в реальности бороться с угрозами государству и обществу у КГБ получается как-то не очень. Особенно симптоматичным выглядит взрыв в Витебске. Он знаменателен тем, что Д. Коновалов и В. Ковалев, расстрелянные за теракт в минском метро, начинали свой преступный путь, по версии следствия, с использования взрывчатых веществ в Витебске. Но их тогда нейтрализовать не смогли, и все закончилось плачевно.

И сейчас правоохранительные органы во всех случаях тоже проявляют поразительную беспомощность. По витебскому взрыву нет даже подозреваемых. Это же не оппозиционеров арестовывать, здесь нужен профессионализм. Не помогли и поправки в законодательство, предоставляющие Комитету чрезвычайные полномочия.

Но с поимкой реальных террористов, как мы видим, чекисты пока не преуспели, вместо этого в сети КГБ попадаются все более странные персонажи. То какой-то чудной террорист в маске с надписью на арабском языке пришел среди бела дня взорвать райотдел милиции в Жлобине. То матерый шпион, о поимке которого отрапортовало доблестное КГБ, оказался 22-летним слесарем А. Гайдуковым, работающем на заводе в Новополоцке. Особенно умиляет, что он прятал информацию для иностранных спецслужб в тайник. Такой архаичный способ передачи секретных сведений в эпоху высоких технологий… Все это напоминает плохие шпионские романы или фильмы середины прошлого века.

Но в этой последней истории больше драмы, чем потехи. В СССР в 1930-ые годы тоже находили шпионов в колхозах. Но, видимо, для КГБ принципиально важным является тот факт, что А. Гайдуков оказался оппозиционером. До сих пор представителя оппозиции в шпионаже и измене Родине официально не обвиняли. И это зловещая символика.

Возникает более общий вопрос: можно ли верить всему этому?. В 2006 году председатель Комитета госбезопасности С. Сухаренко уверял, что оппозиция планирует отравить воду в минском водопроводе с помощью дохлой крысы. Четыре месяца назад Комитетом госбезопасности были арестованы и обвинены в содействии незаконному пересечению границы шведским самолетом А. Суряпин и С. Башаримов. Потом отпущены, дело рассыпалось. И совсем недавно пресс-служба КГБ категорически отрицала факт самоубийства офицера. Вскоре этот факт послужил поводом к отставке главы этого ведомства В. Зайцева.

Но вернемся к А. Лукашенко. Его выступление в экономическом университете с красочным описанием преимуществ белорусской социальной модели можно было бы считать рутинным, если бы не традиционные импровизации президента на тему внешней политики, которые и привлекли внимание публики.

Сначала он шокировал общественность эксклюзивной информацией по поводу французско-ливийских отношений: «Саркози был великим демократом, а у ливийского Каддафи взял $150 млн… «Взял, а через три года разбомбил его, спецназовцы изнасиловали и убили его». Из контекста этой реплики следует, что ливийского лидера изнасиловали и убили именно французские спецназовцы. Хотя всем известно, что это сделали ливийцы.

Другая импровизация оказалась еще более экстравагантной. Говоря о прошедших американских президентских выборах, А. Лукашенко заявил: «Было 23 или 25 кандидатов (на пост президента США — Авт.)… Вы слышали только об Обаме и Ромни, а остальных 25 за попытку подискутировать с этими «китами» посадили в тюрьму».

Увы, сенсации не состоялось, ибо все уже привыкли к странной манере белорусского лидера выдавать за факты собственные мыслительные изгибы и экзерсисы. Лишь посольство США в Беларуси выразило недоумение по поводу этого заявления А. Лукашенко.

И когда слышишь эти фантазии А. Лукашенко, или откровения вице-премьера В. Семашко, красочно повествующего о том, как он договорился с Россией о новых льготных условиях поставок нефти (потом российские официальные лица это опровергают), или химерические версии КГБ, то создается впечатление, что белорусский госаппарат живет в каком-то своем собственном Королевстве кривых зеркал, в котором реальность искажается до неузнаваемости.

Кстати, Юлии Тимошенко слоган «Вона працюе» не помог. И судьба ее пока складывается печально.

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.