БУДУЩЕЕ — ЭТО ОБЕЗВРЕЖЕННОЕ НАСТОЯЩЕЕ
В качестве заголовка я использую фразу Аркадия Стругацкого. Он хоть и фантаст, но сказал вполне реальную вещь. Во всяком случае, к фантастике она имеет мало отношения, зато к реальной жизни — самое прямое. И ведь как точно выразился — обезвреженное настоящее.
«Имейте в виду, у меня на контроле все вопросы и поручения, и я их за будущий год лично проконтролирую. Это первый жесткий разговор. Дальше я с вами разговаривать не буду. Пришел, увидел, что не так, значит, собирайтесь и сразу куда-нибудь идите. Имейте в виду, ни на какую коммерческую фирму вы не поступите: строитель — пойдете месить цемент, бумагу умеешь делать — будешь стоять у станка».
Так Лукашенко долбал своих соратников 23 ноября на одном предприятии. Все это я видел и слышал по ТВ. Стоит отметить, что прежнего пыла и горячности у вождя не было, а молнии из глаз на присутствующих не сыпались. Ожогов никто вроде не получил.
Не знаю, как чиновников, а меня президент никак не убедил. Не страшный какой-то он. Я видел, скорее, просто растерянного ребенка, у которого отобрали любимую игрушку. Мне его, однако, как-то не жалко было. Кто бы меня пожалел? Особенно, когда выбираюсь в универсам (стараюсь реже это делать), и глаза лезут на лоб при виде ценников.
Одним словом, мы видим все тот же СССР, но уже в сильно ухудшенном варианте (примерно начало 80-х годов). Но там хоть нефть и газ были, была надежда хоть сколько-то протянуть, еще немного, еще чуть-чуть. Не получилось — рухнули, осколки по всему миру разлетелись. А что есть у Беларуси? Калийные удобрения да сельхозпродукция. Нефть тоже есть, но чужая, могут дать, могут и не дать. Чтобы увеличить экспорт, надо строить молокопроводы по аналогии с нефтепроводами, гнать по ним миллионы тонн молока, залить им всю Россию до Камчатки и острова Сахалин. Другого выхода нет. Впрочем, у России есть предложение, от которого скоро уже невозможно будет отказаться. Все понимают, что это за предложение.
В скором времени должно появиться вещественное подтверждение его серьезности: на месте автовокзала «Московский» появится газпромовский небоскреб, говорят, не меньше 40 этажей. Что тут объяснять? Разве что напомнить стоит: 200 лет назад Россия поставила Беларусь (мы тогда были другой страной и по-другому назывались) на колени военным путем, ныне — экономическим. Как утешение нам, несчастным, проект автовокзала будет представлен на выставке достижений Беларуси в Москве.
Вы рады? Гордость испытываете? Или все же вам важнее, чтобы платили больше?
* * *
«Удиви свою подружку — подари интим-игрушку!» Что бы это значило? Всего лишь то, что магазин эротических принадлежностей по ТВ (бегущей строкой) выдал рекламу каких-нибудь заковыристых штучек. Сразу пришло в голову: предполагается, что у дарителя своя «интим-игрушка» уже не работает? И что это за подружка, если ее дружок в сексуальном плане ничего не может и вынужден дарить «заменитель счастья»?
Вообще, эта бегущая строка дает пищу для размышлений на социально-экономические темы. Например, 90% рекламы дают разнообразные торговые сети. Им постоянно требуются продавцы, кассиры, водители, грузчики, фасовщицы, уборщицы и т.д. Зарплаты по нынешним временам, как говорят, достойные — от 3 до 6 млн рублей. Одна торговая сеть приглашает уборщицу с окладом в 3,5 млн рублей.
А начинающий врач не может рассчитывать больше чем на два с хвостиком млн рублей зарплаты. И после этого вы будете протирать штаны и юбки 6 лет в мединституте, потом еще лет десять сидеть на приемах в поликлинике (хорошо, если в городе), чтобы потом получать все равно меньше, чем кассир или продавец? Или сразу пойдете в кассиры?
Продуктовые магазины стали появляться, особенно на окраинах, где пока много места, с пугающей скоростью. Первым делом их надо заполнить персоналом, потом покупателями. Заполнят и теми, и другими, не сомневайтесь, бегущая строка это подтверждает. Не зря власть так забеспокоилась, когда работоспособные, в цветущем возрасте белорусы стали уезжать из страны. Кто в Россию на заработки, кто в Европу и Америку на постоянное место жительства. Рабочие руки и креативные мозги — это одна сторона медали, а вторая — это потребитель. А еще и торговля меньше заработает и меньше заплатит налогов.
Ситуация поменялась слишком круто: власть успешно боролась с оппозицией, в результате размазала ее по стенке. Тем временем, тихо и без демонстраций вырос потребитель. Появилась такая оппозиция, что ни милиция, ни КГБ, ни армия, вместе взятые, ничем не помогут. Хоть танки выводи на улицы, все равно не помогут, если в магазинах не будет хлеба и колбасы. Или они будут слишком дороги.
Так что у президента сейчас одна задача: обеспечить потребителю приличную зарплату и полный набор тех товаров, которые пожелает он, потребитель. А ежели не обеспечит, то потребитель (он же — народ) терпеть его не будет. Вот и вся вам революция на современный лад. Потребитель рассуждает примитивно, но правильно: свободу в холодильник не поставишь.
* * *
В 9-м классе я вдруг увлекся философией. Естественно, марксистско-ленинской, других тогда не водилось, я даже не подозревал, что есть другая философия. По правде говоря, четко усвоил только две вещи: что материя первична, а дух вторичен. Дальше как-то не пошло, слишком много было ссылок на КПСС и ее руководящую роль. Но когда это было? В незапамятные времена, когда социализм отцвел и начал сохнуть на корню.
В краткие времена свободы и демократии выяснилось, что первичен все же дух. Да и вообще, лучше быть метафизиком, чем физиком. Но это еще не все, выражаясь универсальным языком рекламы. Благородная (и непонятная) наука философия в новейшей истории сделала очередное сальто-мортале. Это я узнал от друга-журналиста, у которого дочка учится на философском факультете БГУ.
— О-о, — говорю, — она у тебя молодец. Умная, наверное?
— Не умней других. Девка как девка, — друг немного озадачен. — А ты что подумал? Она ж на предпринимательском отделении! Какая философия? Маркетинг там, пиар, менеджмент и все такое. 13 миллионов в год надо платить…
Действительно, как-то все время забываю, что философия как наука сейчас никому не нужна. Может, только отдельным индивидуумам, не от мира сего. Большинству требуется нечто попроще, чтобы можно было лучше и сытнее потреблять. Мое поколение слишком рано появилось на свет, надо было позже. Глядишь, еще бы успели схватить свой кусок пирога. Но я не делаю из этого проблемы и не посыпаю голову пеплом. Бог решил, что вот этот родится тогда-то, а этот потом. В смысле, когда родился, тогда и пригодился.
Друг философией не страдает, отдает предпочтение сугубо практической жизни, которая каждый день. Он давно разведен, благородно оставил жене и дочери квартиру, сам снимает комнату. При этом умудряется вносить свою часть платы за обучение дочки. При этом трудится в Доме прессы, что сильно усложняет жизнь и уменьшает доходы. Рынок добрался и до государственной журналистики: там сейчас процветают сокращения, увольнения, на горизонте маячит объединение…
Где только мой друг теперь не умудряется заработать лишнюю копейку… И цель понятная — нужно на что-то жить самому и платить за дочку. Утверждение, что журналистика опасная профессия, теперь распространяется и на госСМИ: уволить могут только за то, что ты есть, при этом еще и хочешь есть. И что тогда? Лукашенко и сам убедился, что народ его слушает очень внимательно и делает всегда правильные выводы: то начинает скупать валюту, то продавать. А газетам его не очень верит, предпочитает независимые. Тогда зачем на госСМИ тратить такие деньги? Будем сокращать финансирование. Лучше агрогородок построим.
* * *
А вот другая жизнь, как будто на другом полюсе. Семья: отец, мать, сын, дочь, зять, внук. Квартира: две тесные комнаты на шесть душ. Отец инвалид 2-й группы (инсульт), 57 лет, очень неплохой художник-график, творческая интеллигенция. У нас с ним разница в возрасте не очень большая, поэтому взгляды примерно одинаковые. Доходы тоже почти одинаковые.
Зять на пару с другом открыли небольшую фирму по разным электроуслугам. Это дает зятю месячный доход в 12—14 млн рублей. На коммуналку он ничего не выделяет. Зато жена (дочка) работает в фирме мужа, естественно, по финансово-бухгалтерской части и получает свои 3—4 млн. Сын знакомого имеет примерно столько же, развозя заказы клиентам. В результате, все устроены, все где-то работают, все имеют доход.
Надо бы для полного счастья еще одну комнату, но это моему знакомому не под силу. Зять — это уже другое поколение, с другими ценностями, главная из которых, похоже, деньги. Здесь нет ничего плохого, помилуй Бог. Я сам любил когда-то вставлять в текст известное выражение: если ты такой умный, то почему такой бедный? Старался таким образом воздействовать на молодых и активных. Подействовало. Ясно, что не мой лепет, а общая обстановка в стране. Выражение стало девизом нынешних молодых. Это хорошо.