TOP

ЛЮДИ ПОСТАРШЕ ХОТЯТ РЕФОРМ РАДИ СТАБИЛЬНОСТИ

В прошлом номере мы писали, каких реформ, кроме политических, хотят молодые. В этот раз спросили у 45—55- летних родителей, что они хотели бы видеть в рамках инициативы ЕС «Модернизация для Беларуси». И получили довольно неожиданные ответы.

Ирина Леонидовна, учитель:

— Мне казалось, что все в порядке, я ни о каких реформах не мечтала, пока не прочитала про опыт учительницы, которая работает в гимназии в Швеции. Фактически преподает в 10-м классе, как я. Так вот, у нее нет ответственности за кабинет и пробирки. Там есть канцелярские принадлежности, сканеры, бумага, есть все — бери, если надо, и никому не отчитывайся. А у нас ходишь и думаешь, как объяснить на родительском собрании, что нужно собрать деньги на ремонт класса… Отпуск там 11—14 недель в году — дети на каникулах, и учителя отдыхают. А у нас директор утверждает, что «каникулы — для учеников», а вы приходите, сидите тут. Кабинет оформляйте. Не могу никак к этому привыкнуть, неприятно заниматься ерундой для «галочки» в школе, где нет учеников. Ладно, учителей не слишком уважают из-за невысоких заработков, не свойственных им обязанностей — так и сам себя перестаешь уважать постепенно, когда просто убиваешь время.

Причем делаешь это постоянно. При заполнении классного журнала, при проверке тетрадей, при написании планов. Как классная, я должна по требованию руководства побывать хотя бы у проблемных учеников дома. Нигде в цивилизованных странах подобного нет — ходить по чужим домам, как следователь. В Швеции учитель несет ответственность за ученика только во время урока.

Нагрузка там — плачьте наши педагоги! — 14 уроков в неделю! Потому что ты должен потратить время на подготовку к уроку, потом — время на осмысление того, как прошел урок. В общем, почитала все это и поняла: нужно менять многое. Учительство должно быть уважаемым делом, тем, о чем я мечтала в студенчестве, а не тем, что вижу сейчас. И начинать перемены нужно именно с общей атмосферы. Ведь директора боятся отделов образования, и этот страх выливается в нагоняи учителям. Все друг друга опасаются, многое зависит от слухов, личных знакомств, лояльности… Итог — никому не нужные бумаги, бессмысленная трата сил, застой в профессиональном развитии, постоянное состояние стресса.

Владимир Михайлович, маркетолог:

— Я хочу перемен, которые облегчили бы мне работу. Работаю на предприятии, которое делает инструменты и несложные станки. Моя функция — искать заказчиков. За последние несколько лет в отделе сменилось множество людей, предприятие наше так и не стало прибыльным, хотя по машинам руководства этого не скажешь… Так вот, я вдруг понял, чего все эти годы не хватало: заинтересованности начальства в достижениях. Потому что предприятие — государственное. Вот сделай нашего директора собственником, как в Польше либо Германии, Литве, все по-другому будет. Перестанут выпроваживать на пенсию тех, кто разбирается, что мы производим, и брать на их место молодых — только потому, что молодняку нужно первое рабочее место, и вообще, молодой специалист — сын районного начальника. Собственник так поступит только в крайнем случае — ему ж зарплату этому сынку платить. А молодой и неопытный свою зарплату не отработает.

Опять же, сокращение кадров пройдет, а оставшимся профессионалам придется платить — чтобы не смотрели на сторону. Я понимаю, сокращение опасно для государственной системы — потому что тысячи бездельников хлынут на рынок. Но, поверьте, безработица пугает только тех, кто и без того не работает, а числится, профессионалы сокращений не боятся. А бездельников можно переучить на нужных стране строителей, механизаторов и доярок.

Что примечательно, наш заводик считается акционерным обществом. И руководству, наверное, принадлежат какие-то акции. Передай им хотя бы 30% акций — начнут думать, как официально платить себе дивиденды. Ведь неофициальные выплаты самим себе чреваты, а в тюрьме никто не хочет сидеть. Так что хочу видеть модернизацию, если и не совсем как на Западе, то хотя бы условную приватизацию госсобственности.

Вилена Игоревна, бухгалтер:

— Понимаю: стране нужна пенсионная реформа, налоговая — много нужно реформ. Но если честно, мечтаю о том дне, когда просто перестанет меняться законодательство. А то у нас принимается сегодня постановление, к нему через неделю — разъяснение, к разъяснению через месяц инструкция, потом изменения в постановление, разъяснения изменений, инструкция к разъяснению и т.д. по любому вопросу. Сейчас главбух — профессия еще более опасная, чем канатоходец.

Александр Данилевич, начинающий предприниматель:

— Мне кажется, модернизация должна быть прежде всего в виде реформ законодательства и сокращения процедур по согласованию всего и вся. В нашей стране все гласно и негласно должно согласовываться. Вот открой попробуй киоск с мини-пекарней, чтобы печь и продавать выпечку. Нужно не просто взять землю в аренду под конкретный объект, нужно разрешение на все, согласование размеров, внешнего вида вплоть до цвета окружающего пространства и цвета плитки в этом пространстве, согласование по электрике, проект по размещению оборудования, сто резолюций санстанции, МЧС… В общем, пока со всеми договоришься, булки вырастут в цене до золотых, печь и продавать их нужно будет вагонами, чтоб отбить вложения. А потом мы удивляемся, почему нет производства, зато прекрасно живут торговцы всякой ерундой. Потому что нужны законы, направленные на поддержку частников, которые хотят что-то производить. Я вот как-то рассчитывал, выгодно ли будет поставить киоск, в котором бы пекли не круассаны из готового теста, не блины, а сразу драники. Просчитал и прослезился. Это не окупится никогда, потому что просто не знают наши чиновники, как можно разрешить мне именно драники, какие бумажки с меня стребовать и согласования провести. Ну не работали они с драниками, видите ли… Спрашивают, а как это ты картошку будешь чистить дома на драники? А как мыть картошку будешь? Не-ет, дома нельзя. А я был в Германии и видел, как на Рождество прямо в уличных киосках жарят драники (да, у них они тоже есть) из привезенного теста на огромных электрических сковородах, рядом — колбаски, тут же нарезают салат… Почему наши чиновники считают, что я хочу всех отравить, а немецкие по поводу своих предпринимателей — что они хотят просто народ накормить? Думаю, главная реформа должна пройти такая: где-то нужно закрепить законодательно, что чиновники должны содействовать, а в спорных случаях помогать предпринимателям.

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.