TOP

НАСТОЯЩИЙ БРЕНД

Я еще девушкой потеряла репутацию и сумела этим шансом воспользоваться.Мэй Уэст И все-таки он его подписал. Декрет № 9 «О дополнительных мерах по развитию деревообрабатывающей промышленности» появился в пятницу 7 декабря. Хотя многие сомневались, что, несмотря на грозные заявления президента, дело дойдет до практической реализации. Уж слишком одиозными выглядят новые правовые нормы, регулирующие трудовые отношения. 

Согласно декрету, работники предприятий деревообрабатывающей промышленности, а также подрядных организаций и проектировщиков, участвующих в реализации инвестиционных проектов в этой сфере, могут увольняться только с разрешения начальства. В случае же «нарушения работниками своих трудовых обязанностей», т. е. увольнения без согласия руководства, они будут обязаны возвратить деньги, полученные в качестве дополнительных доплат. Если работник не вернет эти средства, то их через суд взыщут из заработка на его новом месте работы. А если он не работает, то его принудительно трудоустроят на прежнее место работы с удержанием ранее выплаченных денежных средств.

Эти нормы будут действовать временно, на период реализации инвестиционных проектов по модернизации предприятий деревообрабатывающей промышленности. Но, как известно, нет ничего более постоянного, чем временные меры. Хочу напомнить, что реконструкция «Борисовдрева», при посещении которого А. Лукашенко поручил подготовить этот декрет, должна была завершиться в 2009 году. Прошло три года, и конца этому долгострою не видно. Когда-то после победы Октябрьского переворота 1917 года новые революционные суды выносили правонарушителям следующие приговоры: посадить в тюрьму на срок до победы мировой коммунистической революции.

Таким образом, мы можем констатировать, что президентским декретом в Беларуси введен принудительный труд, своеобразное крепостное право. Этот документ противоречит статье 41 Конституции, в которой указано, что «Принудительный труд запрещается, кроме работы или службы, определяемой приговором суда или в соответствии с законом о чрезвычайном и военном положении». Надо понимать, что на деревообрабатывающих предприятиях введено военное положение? Кроме того, декрет нарушает Конвенцию №105 Международной организации труда о запрете принудительного труда, которую Беларусь, будучи членом этой организации, ратифицировала.

И еще одна оригинальная юридическая новелла. Отказ директора предприятия работнику в расторжении контракта может быть обжалован только председателю облисполкома. Суд как общепризнанный в мире механизм разрешения споров между нанимателем и наемным работником в Беларуси отменяется. Действительно, зачем суд, если есть справедливый (а других у нас нет) руководитель области, который призван рассматривать вопрос с точки зрения государственной целесообразности. А на таком уровне, как вы сами понимаете, судьба отдельного человека — это такая мелочь.

Итак, постепенно, шаг за шагом право как регулятор общественных отношений вытесняется из страны. Его функции переходят к большим и малым начальникам.

Вот на прошлой неделе наши независимые СМИ и даже российские телеканалы сообщили сенсационную новость: под Витебском решением властей сожгли деревню Павловичи. Не взирая на протесты ее жителей. Как уверяют витебские чиновники, она там существовала незаконно. В ходе этой победоносной операции власти совершили такое большое количество нарушений закона, что этот пример может стать хрестоматийным для студентов юрфака. Например, согласно белорусскому законодательству, выселить гражданина из жилища можно только через суд. И делать это должны судебные исполнители, а не местные чиновники. (Подробнее на стр. 7).

В результате последних действий властей за Беларусью еще больше укрепится образ «последней диктатуры Европы». Но таким образом отпугивают не только туристов, но и инвесторов.

Еще один пример. Сейчас правительство собирается рассматривать проект президентского указа, который предусматривает назначение органами власти уполномоченных представителей в акционерные общества, где доля государства отсутствует. Эксперты уже назвали это предложение возвращением института «золотой акции» — особого права государства на управление хозобществами, в том числе теми, в которых нет акций, принадлежащих государству. Такое правило существовало в Беларуси до 2008 года и было пугалом для иностранных инвесторов. Неужели все возвращается?

Когда в конце прошлого года, оказавшись в ситуации острого финансового кризиса, белорусское руководство объявило о переходе к жесткой денежно-кредитной политике, плавающему, свободному обменному курсу рубля, эксперты пришли к выводу, что под влиянием суровых обстоятельств власти вынуждены идти по пути экономической либерализации.

Последние же события свидетельствуют, что оказавшись в тисках неприятных социально-экономических проблем, политическое руководство не удержалось и свернуло на путь закручивания гаек, усиления административных рычагов управления. Государство возвращает контроль над акционерными обществами, работников пытаются удержать на государственных предприятиях не экономическими стимулами, а методами принуждения.

Вы будете смеяться, но на прошлой неделе в Минске целых два дня проходил международный форум на тему «Имидж Республики Беларусь: время действовать». Сама постановка вопроса об имидже государства, которое является международным изгоем, дежурным отрицательным примером на мировых форумах, на которое показывают пальцем все, кому не лень, выглядит нонсенсом. Это так же неприлично, как говорить о веревке в доме повешенного. Особенно на фоне этих последних событий, которые будто специально направлены на разрушение последних остатков репутации цивилизованного государства. Причем это делают не какие-то враждебные силы, как уверяет пресс-секретарь МИДа А. Савиных, а сами власти.

Есть старый анекдот. Накануне визита западной делегации в один из советских колхозов председателя долго инструктировали в райкоме партии, требовали навести идеальный порядок. Но он загулял и ничего не сделал, иностранные гости увидели наше сельское хозяйство во всей его первозданной красе: грязь, неубранные поля, пьяные механизаторы и пр. После скандала незадачливого председателя вызывают на разборку в райком, собираются исключить из партии, напоследок спрашивают его, что он может сказать в свое оправдание. «А пускай клевещут!», — гордо ответил тот.

В связи с этим сразу вспоминается уже всем известный сюжет из интервью А. Лукашенко агентству Рейтер (26.11.2012 г.) «Я сам себе по-доброму завидую. Я — последний и единственный диктатор в Европе. Да и в мире диктаторов уже больше нигде нет. Вы приехали, посмотрели на живого диктатора. Где вы такого больше увидите? Говорят, что плохая реклама — это тоже хорошо».

Когда репутация испорчена, можно жить, ничего не боясь и ни о чем не волнуясь. И даже ухитряться делать из этого рекламу, пиар. Может, это и есть настоящий бренд Беларуси, который все пытаются изобрести? 

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.