СИНДРОМ САМОИЗОЛЯЦИИ
Мы надеемся, что у нас не будет запоров на границе.Виктор Черномырдин Специалисты по разрешению конфликтов, в том числе международных, говорят, что если не удается решить разногласия принципиального характера, то надо начинать диалог с разблокирования мелких вопросов, в которых заинтересованы обе стороны.
Например, в белорусско-европейских отношениях таким вопросом является визовая проблема. Казалось бы, в создании благоприятных условий для пересечения границ, упрощения соответствующих процедур интересы сторон должны совпадать. Белорусские официальные лица много раз упрекали ЕС за то, что тот возвел визовую стену, мешает свободному передвижению людей.
Но вот на прошлой неделе глава дипломатического представительства Евросоюза в Беларуси Майра Мора напомнила, что ЕС еще в июне 2012 года направил Минску приглашение приступить к переговорам о подписании соглашений об упрощении визового режима. Но никакого ответа от белорусского руководства не получено. Более того, в этом году белорусские власти отказались от давней традиции выдавать визы в минском аэропорту гражданам тех стран, где нет посольств нашей страны.
Беларусь тормозит реализацию межправительственных соглашений об упрощенном порядке взаимных поездок жителей приграничных территорий с Литвой и Польшей. Они были подписаны несколько лет назад. Литва и Польша провели все необходимые процедуры и готовы ввести в действие эти документы. Белорусская же сторона всячески волокитит процесс.
Официальные лица Беларуси по-разному объясняют сложившуюся ситуацию. Пресс-секретарь МИД А. Савиных утверждал, что Минск отказывается от предложения ЕС начать переговоры об упрощении визового режима потому, что Евросоюз требует одновременно подписать договор о реадмиссии, т. е. возвращении на свою территорию граждан, депортированных из Европейского союза. По оценкам представителя внешнеполитического ведомства, в результате этого в Беларуси могут оказаться тысячи и даже десятки тысяч незаконных мигрантов из третьих стран. Однако эксперты Белорусского института стратегических исследований считают такие цифры сильно преувеличенными, на самом деле речь может идти лишь о нескольких сотнях или десятках иностранных граждан.
Белорусские дипломаты возлагают вину за проволочку в реализации малого приграничного движения с Польшей и Литвой на эти государства, утверждают, что их правительства неправильно себя ведут.
Во время встречи А. Лукашенко с членами Клуба главных редакторов стран СНГ, Балтии и Грузии 11 декабря президент Беларуси, отвечая на вопрос литовского журналиста, заявил, что причина торможения вступления в силу соглашения об упрощении приграничного движения кроется в позиции Литвы. Потому что Вильнюс определил стоимость визы для белорусов вдвое больше, чем для россиян. Белорусский лидер задает вопрос: «Почему? Это вы так хотите с нами сотрудничать? Украинцам вообще бесплатно. Вы избирательно начинаете бороться против Беларуси. Я, как президент, как должен на это реагировать?»
Итак, Беларусь заблокировала реализацию малого приграничного движения с Литвой, чтобы отомстить этой стране за то, что стоимость визы для белорусов она сделала больше, чем для россиян и украинцев. Просто и мило. Аргумент убийственный по своей убедительности. Дескать, пусть помучаются эти литовцы. А то, что страдают и белорусские граждане, похоже, в руководстве Беларуси никого не колышет. Накажем своих назло литовцам.
Пикантность ситуации в том, что низкая цена виз для россиян и украинцев стала результатом переговоров между ЕС и Россией, ЕС и Украиной. Беларусь отказывается от предложенных переговоров с Евросоюзом по этому вопросу, в итоге стоимость виз для белорусов выше. Но А. Лукашенко виртуозно перевернул ситуацию сделав страны Европейского союза крайними.
В чем же действительная причина такой позиции официального Минска? Их несколько.
Во-первых, блокируя решение этого вопроса, белорусское руководство шантажирует ЕС в целом, Польшу и Литву. Поскольку соседние европейские государства больше заинтересованы в упрощении приграничного движения, то это дает в руки Минска один из немногих рычагов влияния, которым он и пытается воспользоваться. Дескать, вы давите на Беларусь, требуете соблюдения прав человека, вводите санкции, помогаете оппозиции, так вот вам «наш ответ Чемберлену». Поменяйте свою политику, будет вам и малое приграничное движение.
Во-вторых, белорусские власти в принципе не заинтересованы в том, чтобы наши граждане массово выезжали на Запад. Ведь в случае вступления в силу соглашения о малом приграничном движении под его действие подпадут жители таких крупных городов, как Брест и Гродно. Логика развития всех авторитарных режимов одинакова. Они напоминают крепость, обложенную не снаружи, а изнутри. Их иммунная система настроена на отторжение всяких инородных влияний из-за рубежа, которые могут принести вирус свободы. Именно изоляция от мира, проповедь особого пути является наилучшим способом сохранения единовластия.
Поэтому под благородным предлогом введены ограничения на возможность легального трудоустройства за рубежом, на выезд за границу работников силовых структур, студентов, на вывоз белорусских детей на оздоровление.
Ибо сопоставление и уровня жизни, и цен в магазинах, и многое другое окажется совсем не в пользу «процветающей Беларуси». И это способно перепрограммировать массовое сознание. Ведь самая страшная форма несвободы, когда узники не догадываются, что они живут в тюрьме.
В-третьих, как известно, самому А. Лукашенко и его ближайшему окружению запрещен въезд на территорию стран ЕС. Понятно, что если обычные граждане будут активно ездить, то чиновникам будет обидно. Поэтому высшая власть и руководствуется логикой: так не доставайся ж ты (Европа) никому.
В-четвертых, торгово-экономический фактор. Значительная часть белорусов выезжает за рубеж за покупками. В Литве, Латвии, Польше, Украине цены практически на все товары существенно ниже, чем в Беларуси. Это при том, что у нас они регулируются государством, а там — нет. Забавно, что в прошлом году белорусские власти объясняли необходимость повышения цен тем, что нужно, дескать, догнать ценовой уровень в соседних странах, иначе соседи вывезут все наши товары.
И если ввести в действие малое приграничное движение, открыть границу, то вместо белорусских товаров наши граждане в массовом порядке начнут скупать иностранные. И главная проблема белорусской экономики — превышение импорта над экспортом — еще более обострится.
Исключение сделано для Латвии. Соглашение о малом приграничном движении вступило в силу в этом году. Это объясняется тем, что белорусско-латвийская граница небольшая, процедура упрощенного пересечения границы распространяется на незначительное количество населенных пунктов. К тому же Латвия проводит более лояльную политику по отношению к официальному Минску, чем другие страны ЕС.
В общем, наши власти считают, что белорусам лучше не знать, как они там за бугром загнивают.