ТАРИФЫ И ЛИМИТЫ, РУБЛИ И ПАРАЗИТЫ…
Население оплачивает 50% себестоимости производимой электроэнергии, что зафиксировано в постановлении Совета министров № 702, однако об этом почему-то неизвестно вице-премьеру. И таких нестыковок в белорусском хозяйстве множество. Вопрос: почему за некомпетентность чиновников должно платить население?
Читая противоречивые заявления чиновников о росте затрат на производимую электроэнергию, о слишком низких тарифах, о необходимости введения ограничений (лимитов) и разных уровней оплаты за них, вспомнил «бородатый» анекдот.
У владельцев публичного дома начались проблемы с доходами, и они, чтобы их повысить, поменяли шторы, обои, мебель в кабинетах и лампочки в люстрах. Но так и не получили желаемого результата. Обратились за советом к мудрому человеку: «Дай совет, что нам еще сделать?» И он им ответил: «Обслуживающий персонал надо было заменить!»
По БТ как-то показали такой эпизод. А. Лукашенко обратился с вопросом к чиновникам: «Почему в Европе себестоимость одного кВт/ч 5 центов, а у нас 7, и это при том, что там и газ дороже, и зарплата персонала в семь раз выше?» Чиновники, упершись в пол взглядами, так и не смогли ему ничего ответить. Хотя в постановлении СМ №702 от 30 июля 2012 года, сказано, что себестоимость одного кВт/ч электроэнергии составляет 595 рублей (в самом деле — 7 центов!), а тариф, по которому население платит за ее использование, составляет 295 рублей (приложение № 2 того же постановления).
Если посчитать (295 рублей разделить на 595 и умножить на 100), то получается, что население уже оплачивает почти 50% себестоимости производимой электроэнергии. Но это не соответствует словам вице-премьера Семашко, заявившего на заседании электроэнергетического совета СНГ 19 октября с.г., что возмещение населением затрат на производство электроэнергии составляет 31%. А представитель Института экономики НАН в интервью государственной газете утверждал, что в 2011г. население оплачивало из своего кармана 38,5 % затрат, в 2013г. эта величина составит 47,9%, в 2014г. — 72,7%, а в 2015г. — 100%.
Еще занятнее высказался 28 ноября министр энергетики Озерец, выступавший перед депутатами Национального собрания. Он заявил, что население (более 4,2 млн бытовых абонентов) использует 4 млрд кВт/ч электроэнергии, из них 75% граждан потребляет 2 млрд, остальные 25% еще 2 млрд, то есть здесь социальная несправедливость. А дотировать граждан приходится предприятиям — дотация за каждый кВт/ч за счет перекрестного субсидирования составляет около 70%.
Прочитав такое, мы с товарищем заспорили: кто из нас больший «враг народа»? Он, живущий в частном доме с встроенным гаражом, трудится на приусадебном участке и за всю электроэнергию платит по показанию счетчика, или я, живущий в квартире, имеющий домик на садовом участке, бокс в гаражном кооперативе, а главное, я плачу за электроэнергию по показаниям трех счетчиков. Замучились спорить!
После чего решили, что в нашей стране понятия социальная справедливость и социальная защита связаны с какой-то «подлянкой». Пересчитав названные министром цифры, получили, что если тарифы населению увеличить даже до 200% себестоимости производимой электроэнергии, то снижение тарифов для предприятий, использующих остальные 28 млрд кВт/ч, составит меньше 10%. Какое же это спасение предприятий?
Экономическая наука для расчета единицы себестоимости произведенной продукции использует всем известный метод: собирают затраты и делят их на количество произведенного продукта. В электроэнергетике — это затраты на генерацию, передачу, потери в сетях и реализацию. Еще к ним добавляют разные нормативные добавки, и полученный результат дифференцируют как тарифы для потребителей. Если объем произведенной продукции растет, то себестоимость ее единицы снижается, а если объем производства снижается, то себестоимость ее единицы, наоборот, растет, что постоянно и происходит в белорусской энергетике.
Так, за минувшие годы производство электроэнергии постоянно снижалось — с 40 до 28 млрд кВт/ч (еще 4 млрд мы закупаем), а ее себестоимость постоянно росла, и ее компенсировали растущими тарифами. Теперь из 8500 мВт имеющихся в энергосистеме мощностей часть не используется. При среднечасовой нагрузке в 3500 мВт, максимальной в 5800 мВт и резерва 800 мВт, в системе есть больше 1000 мВт «лишней» мощности (целая Березовская ГРЭС)!
А если к ним добавить еще и 2400 мВт Островецкой АЭС, то они просто «обвалят» себестоимость всей энергосистемы! Уже сегодня продажи нашей электроэнергии «на сторону» проблематичны из-за ее высокой стоимости, а «то ли еще будет» после пуска АЭС? Где логика и здравый смысл в ее строительстве?
Для содержания «лишней» мощности и оплаты ее потребителями по тарифам, энергетики все свои затраты включают в себестоимость, где их доля достигает 12%. Это «душит» экономику как предприятий, так и коммунальщиков. Но чиновников эта проблема не волнует. По их разумению, неважно, кто переплачивает за издержки энергетиков, в конечном итоге за все заплатит ничего не подозревающее население. А покушаться на ВВП, в котором доля энергетики превышает 6%, чревато, так как это идет вразрез с «генеральной линией»…
Такая ситуация (и в энергетике, и в экономике) длится уже долгие годы, напоминая случай, когда больной зуб вопреки здравому смыслу тянут медленно и долго, с мучениями для пациента. Хотя вице-премьер и министр прекрасно понимают, что ни лимиты, ни мудреные тарифы ситуацию не спасут. Более того. Если население уменьшит электропотребление, производство электроэнергии снизится, его себестоимость опять возрастет, и нам опять будут повышать тарифы и рассказывать новые сказки.
Примеров откровенных глупостей, творимых в энергетике, и не только, можно привести много. Всю возню с лимитами и тарифами можно было не начинать. Пустое и бесполезное это занятие, тем более, что точной базы данных по всем потребителям нет, и данные по ним постоянно меняются. Проще увеличить тарифы без заморочек — и ждать. Развязка наступит. Но лучше воспользоваться мудрым советом — о нем шла речь выше, в анекдоте.
Марат АФАНАСЬЕВ