КАКУЮ КОМПЕНСАЦИЮ ПОЛУЧАТ 324 НЕЗАКОННО ОСУЖДЕННЫХ БЕЛОРУСА
Судиться пришлось почти столько же времени, сколько незаконно провел за решеткой — около двух лет.
В прошлом году 324 человека, обвиненных в совершении уголовных преступлений, были оправданы судами. Но за решеткой они все посидели. Теперь каждый имеет право получить денежную компенсацию, объясняет юрист Белорусского Хельсинкского комитета Гарри Погоняйло.
Гарри Погоняйло: «Можно рассчитывать на компенсацию убытков, к примеру, зарплаты или других потерянных из-за пребывания за решеткой доходов. А также — денежную компенсацию морального ущерба».
В мае 2009 года по обвинению в совершении экономического преступления за решеткой оказался Андрей Бондаренко. Приговорили его к 6 годам усиленного режима, но 22 марта 2011 года Минский городской суд признал его невиновным. Уже 23 марта Бондаренко встретился с адвокатом и начал готовить бумаги для получения компенсации за 22 потерянных месяца.
Андрей Бондаренко: «Берется зарплата на момент ареста и компенсируется с того момента, когда он был оправдан. Это достаточно четко прописано в законодательстве. Более проблемно стоит вопрос с компенсацией морального ущерба. Законодательство нечетко формулирует, что именно и в каком объеме должно быть компенсировано. Каждая из сторон по-разному воспринимает степень морального ущерба».
Бондаренко причиненный ему моральный ущерб оценил в 400 миллионов рублей. Мол, и воспитанием дочери не мог заниматься, и работу потерял, и родственники вынуждены были всем говорить, что их близкий человек — уголовник, и здоровье в колонии подорвал.
Минфин, который оплачивает ошибки государства, имел свой взгляд на моральный ущерб.
Андрей Бондаренко: «Минфин доказывал, что у нас более 30 миллионов за год никому не компенсировалось. Судья решила насчитать 100 миллионов рублей, что в итоге оказалось чуть ли не лучшим результатом по выплате государством компенсации».
Правда, судиться пришлось почти столько же времени, сколько провел за решеткой, — около 2 лет.
По словам Гарри Погоняйло, обращения по поводу компенсации оправданных происходят очень редко.
Гарри Погоняйло: «Боятся связываться с нашими правоохранительными органами. Дескать, начнешь требовать, а они пересмотрят дело или найдут какие-нибудь новые обстоятельства — и все равно «законопатят», чтобы заткнуть рот. Другие, возможно, не знают порядка обращения».
Сколько из 324 оправданных в прошлом году «уголовников» обратились за компенсацией, в пресс-службе Верховного суда Еврорадио не говорят. А в ответ на вопрос, как действовать тем, кто такую компенсацию захочет получить, перенаправляют… в юридическую консультацию!
Змитер ЛУКАШУК, «Еврорадио»