РОССИЯНЕ О БЕЛАРУСИ: АЛКОГОЛИЗМ, БЕЗЫСХОДНОСТЬ, ЭМИГРАЦИЯ
Российский журналист Александр Никонов рассказывает о впечатлениях соотечественников о жизни в Беларуси.
В своем блоге он пишет о знакомых, которые несколько лет назад уехали жить в Витебск.
«Уж очень им там понравилось — дороги хорошие, чисто кругом. Ну, вы знаете все эти восторги заезжих туристов. Вон даже Михаил Задорнов, вернувшись из Беларуси, написал хвалебный пост о Лукашенко… Короче, переехали. И поначалу пищали от восторга. А потом отчего-то резко стали собираться обратно. Причем, случилось это еще до кризиса. Просто присмотрелись и поняли: нет, это не жизнь. Это тухляк и обманка», — пишет Александр Никонов.
Знакомые журналиста объяснили причины своей разочарованности жизнью в Беларуси при Лукашенко:
«Задорнов тоже попался. Надо ему предложить тут пару лет пожить и попросить после этого написать о своих впечатлениях. Так реагируют все, кто из России приезжает сюда. И мы точно так же реагировали. Но, к сожалению, Беларусь — это потемкинская деревня.
Да, есть все то, о чем написано. Но сельское хозяйство убыточное. Для нас загадка, как оно вообще шевелится. Народ зашуганный. У Лукашенко девиз: чарка и шкварка. А люди добавляют: и теплое стойло. Свободы слова нет.
Где весь игорный бизнес? Здесь. И Лукашенко в доле. Где все российские бандиты, которые еще недавно держали в страхе всю Витебскую область? Здесь. Последний сел в тюрьму в 2008 году. Остался только один бандит — Лукашенко. Где Брынцалов продолжает травить людей своими «лекарствами»? Здесь. Лукашенко слил ему весь фармацевтический бизнес. И купить в аптеке нормальное лекарство — это квест! Потому что аптеки обязаны продавать белорусское, и только если белорусского нет — продают западный аналог. Это закон.
Знаменитая «Ганна» — куриная империя — это в чистом виде уже западные технологии со всеми вытекающими последствиями. Наша кошка да и многие другие наотрез отказываются эту «курятину» даже нюхать. Качество продуктов падает на глазах. Почему? Потому что Лукашенко запрещает повышать цены, и приходится заводам выкручиваться, понижая качество. Здесь еще недавно была единственная фабрика — «Спартак», в шоколаде которой не было сои. Теперь соя и там. Причем написано это только на английском.
Наркомания цветет и алкоголизм тоже.
Примерно в 2005 году Лукашенко вошел в долю в пивном бизнесе. С этого времени по ТВ начали открыто говорить о том, что белорусы мало пьют пива по сравнению с Европой и открыто призывали пить больше, догоняя ее по количеству выпитого. А знаменитые «чернила» Их выпускают тоннами, чтобы народ спивался. Я некоторых белорусов стал называть «чернильницами»… Это надо видеть…
Дальше продолжать? Скрытая безработица, от которой народ стонет, а деваться некуда. Кстати. Численность белорусов сократилась примерно на 2 миллиона, только об этом молчат. Народ бежит отсюда. Огромное количество людей — постоянно на заработках в России, Польше, Прибалтике.
Армия? То же, что и Россия: калека с отрезанными ногами после отдачи воинского долга — обычное дело. Половина населения сидит в тюрьмах, и это норма. Безопасно на улицах? В целом, да. Но получить ножевое, вынося мусор — обычное дело. А когда едет кортеж с Лукашенко? Людям запрещено открывать даже форточки.
Образование? Да ладно! Оно нигде в Европе не признается. Да, оно пока еще чуть-чуть лучше, чем в России, но разница минимальна. Пожалуй, исключение — ветеринарная академия у нас тут. Тут даже куча иностранцев обитает, в основном индусов. Но только из-за дешевизны.
Театры и прочее — да есть, все на уровне совка. Правда на гастроли приезжает много звезд и билеты доступны.
Витебск, например, восстанавливается, но за чей счет? Предприятия в обязательном порядке вынуждены отдавать часть прибыли. С одной стороны — городу хорошо. А что делать бизнесу? В результате знаменитая обувь «Марко» стала, мягко говоря, г…ом. Чтобы покрывать расходы на город, туда завезли какое-то левое оборудование и начали гнать продукцию из кожзама, носить которую просто невозможно. Все более-менее приличное уходит на экспорт. Тут вообще нельзя ничего купить. Вся Беларусь ездит одеваться в Россию, Польшу, Прибалтику. Цены на белорусскую продукцию внутри страны огромные.
Могилев. Приезжай туда и не забудь с собой веревку, мыло и табуретку. Повеситься захочется уже примерно через полчаса. Там нет предприятий, которые бы отдавали деньги для города. Там везде висят объявления, читая которые, сердце замирает. Суть их сводится к попытке хоть как-то противостоять алкоголизму… Грязь и безысходность.
Гомель. Туда вкачиваются деньги, чтобы народ хоть как-то привлечь на работу. Зарплаты только там высокие, потому что туда никто не хочет ехать, чернобыльский след, знаете ли… Очень много людей сбежало к нам. Витебская область по онкологии на первом месте. И огромное количество «сердечников».
Медицина? Ну, в целом лучше, чем в России, да вот пользоваться ей надо крайне аккуратно, иначе можно «отгрести» по полной программе. Идти к врачу желательно только по рекомендации и только с взяткой.
Что еще? Строятся дома. Это просто сказка! Что ни дом — то новость по ТВ. Их называют «быстрострой». Жить в таком доме иногда просто невозможно. То отопление забудут подключить, то канализацию. то стена вдруг отвалится.
Забыла еще приплюсовать бизнес. О чем пишет Задорнов? Воровать не дают по-крупному? А что делать простым обычным людям, которые хотят заниматься предпринимательством? Ведь не всем же хочется «чарку и шкварку»! Так вот их то и душит Лукашенко. Он предпринимателей ненавидит, о чем прямо говорил по ТВ. Открыть здесь бизнес может только тот, у кого родня во власти, потому что будет кому прикрывать. А иначе тебя разорят еще на стадии начала бизнеса. Задушат бюрократы. Все, что требуется от среднего белоруса — это ходить на низкооплачиваемую работу и не «пылить», а иначе контракт не продлят и ты пойдешь на улицу.
Ну, а Площадь 19 декабря — это было феерично. Когда объявили, что Лукашенко победил, народ на площади хохотал. Мы видели, как собирали подписи перед выборами. Поголовно люди шли ставить подпись за кого угодно, лишь бы не за него».