TOP

«НАХОМУТАЛИ»

Пусть вашей доблестью будет послушаниеФридрих Ницше В долгой и многострадальной истории правления первого и единственного президента Беларуси был интересный эпизод, который дает обильную пищу для параллелей с сегодняшней реальностью. 

Произошел он в ноябре 1994 года, через четыре месяца после вступления А. Лукашенко в свою должность. В связи с обострением радикулита президент уехал лечиться в Сочи. В это время правительство повысило цены на продовольственные товары. Президенту доложили, привезли газеты, из которых следовало, что народ недоволен. Вернувшись в Минск, глава государства уже в аэропорту высказал журналистам свое возмущение этим решением и пообещал все исправить. Выступая по телевидению, Лукашенко устроил публичный разнос Кабинету министров, затем издал указ, предусматривающий возвращение цен на прежний уровень и восстанавливающий ценовой контроль на более 100 наименований продуктов питания и других потребительских товаров. Правда, через короткое время цены все равно выросли, ибо экономические закономерности невозможно изменить разносами и указами. Однако пошатнувшийся образ народного заступника был восстановлен.

Но тот эпизод послужил отправным пунктом кризиса, а затем и распада первой команды А. Лукашенко, с которой он пришел к власти. Через пару месяцев в отставку ушли В. Гончар, Д. Булахов, А. Федута.

И вот нечто отдаленно напоминающее тот исторический казус происходит теперь. 22 февраля, через три дня после возвращения из Сочи, где он был на отдыхе, А. Лукашенко сделал важные заявления. Произошло это во время посещения Минского комбината хлебопродуктов. Обычно президент выходит к журналистам тогда, когда хочет сам что-то прокомментировать. И, можно предполагать, представители государственных СМИ задают заранее подготовленные вопросы, которые глава государства ожидает. Скорее всего, импровизаций там не бывает.

Один из вопросов касался возможной скорой продажи российскому бизнесу некоторых крупных белорусских предприятий. А. Лукашенко категорически отверг такие предположения. «Пока никакой продажи и обмена собственности не будет. Это досужие рассуждения или отдельных, возможно, чиновников, или тех, кто хочет прощупать, что скажет Лукашенко по поводу приватизации этих предприятий. Не дождетесь!… Я никогда на это не пойду… Видимо, пока я неделю отсутствовал, вы уже нахомутали тут. Нет, успокойтесь, я уже приехал в страну, продавать ничего не будем», — заявил глава государства.

Видимо, в первую очередь этот отлуп был адресован России. Судя по всему, это продолжение спора, заочный ответ В. Путину, который не захотел принять белорусского лидера в Сочи. Вопрос о приватизации белорусских предприятий российским капиталом выходит теперь на первый план в повестке дня переговоров между Москвой и Минском. 12 февраля в Беларусь приезжал московский купец, вице-премьер РФ А. Дворкович. Единственной целью его визита был вопрос, что и по чем можно приобрести у своего обедневшего союзника. И вот А. Лукашенко показал этим «москалям» большой кукиш.

Но одновременно президент не поскупился на жесткую оценку действий правительства. Он осудил «досужие рассуждения чиновников», которые в его отсутствие «уже нахомутали тут».

И кто же это нахомутал с приватизацией? А вот кто.

30 января глава Государственного комитета по имуществу Г. Кузнецов объявил, что «правительством на 2013 год поставлена задача по формированию перечня объектов, продажа которых позволит привлечь иностранных инвестиций в сумме не менее $2,5 млрд».

Как раз в момент пребывания А. Лукашенко в Сочи Министерство экономики подготовило перечень из 800 предприятий, которые правительство собирается продать в текущем году.

По итогам визита сюда вице-премьера России А. Дворковича глава правительства Беларуси М. Мясникович заявил, что уже в нынешнем году могут быть созданы пять белорусско-российских компаний, с участием флагманов нашей промышленности: МАЗ, «Гомсельмаш», «Гродно Азот» и др.

И вот А. Лукашенко фактически дезавуировал и заявление М. Мясниковича, и приватизационные поползновения других структур правительства.

Но на этом президент не остановился и прокомментировал еще один сюжет. «Это для меня новость, что какие-то идиоты в стране, так называемое экспертное сообщество, сегодня говорит о девальвации национальной валюты во имя какой-то модернизации. У нас сегодня объективных причин для девальвации национальной валюты нет», — заявил Лукашенко журналистам.

Но дело в том, что об угрозе девальвации в связи с модернизацией предупреждали не «какие-то идиоты» из экспертного сообщества, а говорил в своем докладе на заседании президиума Совмина 13 февраля не кто иной, как министр экономики Н. Снопков. Этот документ был позже опубликован на сайте Минэкономики. По прогнозам министерства, в 2013 году модернизация станет причиной инвестиционного импорта на сумму не менее 1,6 млрд. долларов. «Возникший разрыв финансирования платежного баланса может быть компенсирован либо за счет снижения золотовалютных резервов, либо за счет девальвации национальной валюты», — предупреждает Минэкономики.

Мало того, что эти высшие чиновники в государстве «нахомутали», так еще сделали это за спиной президента, в момент его отсутствия в стране, что он недвусмысленно подчеркнул. Похоже, это обстоятельство добавило гнева, ибо при желании здесь можно рассмотреть призрак заговора.

Из этой критики А. Лукашенко позиций и действий правительства следует один важный вывод. Между президентом и Советом министров увеличиваются расхождения в понимании нынешних экономических проблем, вызовов и способов их решения. Это разрыв межу экономической необходимостью, к которой больше всего апеллирует Министерство экономики (министр Н. Снопков на фоне остальных членов правительства выглядит как разнузданный либерал), и политической целесообразностью, из которой исходит глава государства. Логика экономических потребностей и политических задач все больше расходятся.

Этот раскол впервые публично вышел наружу в конце 2011 года, когда формировались прогнозные показатели на 2012 г. Тогда президент настаивал на выполнении высоких валовых показателей, а правительство главную задачу видело в достижении макроэкономической стабильности.

Чтобы усилить свое влияние на правительство, А. Лукашенко назначил туда своего человека, который готов с лету выполнять любые желания главы государства вопреки экономической логике и не задумываясь о последствиях — П. Прокоповича. Но, несмотря на это, они все равно «нахомутали».

Вполне понятно стремление президента подогнать экономику под свои личные политические потребности. И главный вопрос всей общественной жизни Беларуси сегодня состоит в том, чему научил главу государства суровый урок экономического обвала 2011 года. 

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.