TOP

СТРАННЫЙ АЗИАТСКИЙ ВОЯЖ

Больше недели А. Лукашенко ездит по миру. Сначала в пятницу 15 марта в Санкт-Петербурге состоялось заседание Высшего госсовета Союзного государства Беларуси и России. Оно закончилось для белорусского лидера неудачно, новый кредит он не получил. 

Президент покинул оказавшийся негостеприимным город на Неве и полетел в Юго-Восточную Азию. Визиты в Индонезию и Сингапур были государственными, т. е. самыми высокими по дипломатическому рангу. Оттуда А. Лукашенко полетел в Объединенные Арабские Эмираты. Словно блуждающий странник, он колесит по миру в поисках рынков сбыта, инвестиций, а главное — новых кредитов.

Как обычно, после таких поездок официальные СМИ взахлеб повествуют о невиданных успехах этих визитов, огромных новых контрактах, соглашениях, договоренностях, внешнеполитических прорывах. Тон задает сам А. Лукашенко. «Между Беларусью и странами региона уже заключен ряд контрактов по обмену продукцией — примерно на 400 миллионов долларов. Это огромная сумма, это колоссальный успех», — заявил белорусский лидер по итогам визита в Индонезию.

Но, как известно, реальность отличается от пропаганды так же, как товар от рекламы о нем. Дело в том, что задача поиска новых рынков сбыта в странах «третьего мира» была поставлена перед белорусским правительством и директоратом, еще в 1990-е годы. Однако больших результатов достигнуть не удалось. Уже в течение долгого времени структура белорусской внешней торговли не меняется. Основными зарубежными партнерами являются Россия и страны ЕС. Доля стран «третьего мира», без учета постсоветских стран и Китая, составляет около 9%.

О более чем скромных успехах Беларуси в торговле со странами «третьего мира» недавно говорил сам А. Лукашенко. На заседании правительства 1 марта он резко критиковал правительство за отсутствие результатов. «Я уже устал говорить о необходимости расширения рынков сбыта белорусской продукции. Ваши действия в этом направлении похожи на имитацию бурной работы… Кажется, обо всем договорились с Кубой, Венесуэлой, Эквадором, Боливией и другими государствами. А в сухом остатке — одни переносы сроков исполнения моих поручений… Отчитались о поставках на 15 новых рынков, но что толку — 0,1% общего экспорта. Вот уже вышли на 15 рынков! Однако прекратили поставки в 11 стран».

Здесь важно обратить внимание на интересные моменты в нашей внешней политике. Обычно президенты, премьер-министры в первую очередь посещают страны, с которыми происходит оживленная торговля. Это логично, именно с этими государствами и нужно дружить. В белорусской же внешней политике эта логика не работает.

Смотрите сами. Например, вторым торговым партнером Беларуси после России являются Нидерланды. В прошлом году наш товарооборот с этой страной составил $7,5 млрд, с Латвией — $3,3 млрд, с Германией — $1,7 млрд.

Вместе с тем, между Беларусью и Индонезией объем торговли в прошлом году составил $133 млн, а с Сингапуром мы наторговали и вовсе только на $25 млн.

С точки зрения нормальной государственной логики, именно с европейскими странами, как основными торговыми партнерами Беларуси, надо было бы дружить, а руководителям — ездить туда с визитами. Но получается все с точностью да наоборот: именно с государствами ЕС официальный Минск ведет политическую и дипломатическую войну. В итоге высшим белорусским госчиновникам запрещен въезд в Евросоюз. Зато в страны, с которыми у нас мизерная торговля, А. Лукашенко ездит периодически.

Но вернемся к вопросу об эффективности визитов А. Лукашенко. Вот в Европу он не ездит, потому что не пускают. И, несмотря на это, в прошлом году наш товарооборот со странами ЕС увеличился на 10,8%, причем экспорт вырос на 12,2%. Также в 2012 г. экспорт Беларуси в Украину возрос на 34%. Хотя белорусский президент уже давно не посещал Киев с официальным визитом, отношения с В. Януковичем не сложились.

А вот в страны третьего мира А. Лукашенко ездит часто. Но результатов особых нет. Например, он часто посещал Венесуэлу, был он там в июне 2012 г. А белорусско-венесуэльский товарооборот в прошлом году снизился на $764 млн. Президент Беларуси часто ездит в Китай, в последнее время в государственных СМИ было много риторики о нашем стратегическом партнерстве. А объем торговли с этой страной в прошлом году сократился на 32%. Так какой смысл, польза от зарубежных визитов?

Вот и по итогам визита в Индонезию заявлено, что заключены контракты на сумму $400 млн. Но обратим внимание, что речь идет о соглашениях «между Беларусью и странами региона», а не только о белорусско-индонезийских контрактах. Опыт предыдущих зарубежных визитов А. Лукашенко показывает, что все эти цифры нельзя воспринимать буквально. Помните, после визита А. Лукашенко в Китай говорили чуть ли не о $13 млрд китайских инвестиций, которые должны прийти в Беларусь? И где они? Можно сказать, что основными итогами визита президента Беларуси в Индонезию и Сингапур стали меморандумы о сотрудничестве и декларации о намерениях.

Но если в большую Индонезию Беларусь теоретически может увеличить объем поставок своей продукции, то с Сингапуром ситуация другая. Это город-государство, там нет сельского хозяйства. Поэтому традиционные товары белорусского экспорта (калий, тракторы, большегрузные автомобили) там не нужны. Разве что можно использовать сингапурский порт в качестве транзита.

Но Сингапур интересен другим. Это крупный финансовый центр Юго-Восточной Азии. И А. Лукашенко, встречаясь в рамках визита с премьер-министром этой страны Ли Сянь Луном, раскрыл свой главный интерес к этой стране. «Сейчас мы активно прорабатываем вопрос размещения белорусских ценных бумаг на финансовом рынке Сингапура», — отметил он. Т. е. белорусская делегация в составе 80 человек приехала в эту страну, чтобы банально занять денег. Речь идет о $500—600 млн.

Собственно, поиск заемных денег — это сегодня самая важная задача всех зарубежных визитов белорусских руководителей. Судя по всему, вопрос о размещения белорусских облигаций на финансовом рынке Сингапура остался открытым, нерешенным. Во всяком случае, по итогам визита об этом ничего не говорилось, хотя государственные СМИ раздувают самый маленький успех до огромных размеров.

Возможно, именно неудача с займом в Сингапуре побудила белорусскую делегацию лететь в Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ). Поездка очень странная. О визите было объявлено, когда он уже начался. Информация о том, что президент Беларуси направился в ОАЭ, появилась 22 марта. И на средину дня 25 марта (время сдачи номера в печать) никаких сообщений о встречах и переговорах белорусского лидера не поступало. Пауза явно затянулась.

В экономическом смысле ОАЭ чем-то напоминают Сингапур. Там тоже нет сельского хозяйства, есть лишь нефть и деньги. Поэтому наши тракторы и калий им не нужны, а их нефть нам не нужна. Что остается? Правильно, деньги. И ради них приходится терпеть некоторые неудобства. Но совсем не факт, что белорусский лидер получит искомый результат. Ибо деньги сегодня на мировых рынках — товар дефицитный. Кто сомневается, посмотрите, что происходит на Кипре. 

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.