СЛУЖИЛА АЛЕСЯ СВЯЗИСТКОЙ…
Резиновые чулки и плащ, противогаз, подсумок, автомат, штык-нож, рация — в своей экипировке Алеся (имя героини изменено по ее просьбе) напоминает Винни-Пуха и Телепузика одновременно. Общевойсковой защитный костюм носить — это вам не в бикини по пляжу прогуливаться! Но ей хоть в чем-то повезло: в этой воинской части связисток не заставляют бегать многокилометровые марш-броски.
— Где подвязка на чулке? Как ты воевать собираешься? — кричит майор на Алесю, которая потеряла, как туфельку Золушка, подвязку для резинового чулка во время суматохи в первые минуты после объявления учебно-боевой тревоги.
— А я … не собираюсь воевать, — растерянно и искренне отвечает рядовая, глядя на майора голубыми глазами.
— Может, ты еще и не помнишь номер своего автомата? — сердится командир.
Но цифры буквально отскакивают от девичьих зубов. Ты можешь не помнить номер своего мобильного, но номер автомата — должен. Свое оружие Алеся может разобрать и собрать с закрытыми глазами. Даже умеет стрелять.
Звучит команда «Газы», и Алеся поспешно натягивает на голову противогаз, отчего мне становится плохо: перед глазами всплыли кадры из хроники первой мировой — «желтая дымка» хлора в траншее, перекошенные лица солдат, которые задыхаются…
К учебно-боевым тревогам Алеся — механик радиорелейной станции в одной из воинских частей — привыкла.
Сегодня она поднялась в четыре утра, несмотря на собственный выходной, ведь в пять должны были объявить очередную тревогу. Но телефон молчал. Сонная Алеся прождала до семи и сама позвонила в часть. Даже в выходной надо находиться на связи, чтобы быть готовой в любой момент выехать на службу по приказу командира.
За исключением тревог, все рабочее время девушка — сутки через сутки — сидит в небольшом, напичканном проводами помещении и соединяет по военной связи свою воинскую часть с другими. Меня так и тянет узнать что-нибудь из военных тайн, но девушка-связистка разочаровывает.
— Работы почти нет, звонят мало, — признается Алеся. — Ем сладости, чтобы как-то себя занять, это нарушение, нам ничего нельзя есть на дежурстве. Как и приносить с собой мобильник, ноутбук, пользоваться интернетом, разгадывать кроссворды и читать литературу. Сидим день и ночь, ждем, когда кто-то позвонит…
За месяц перманентного ожидания с ночными дежурствами включительно Алеся получает 3 миллиона 200 тысяч, или $ 368.
— Если без дежурств, — комментирует она, — то было бы всего 2,5 миллиона.
Получается, что зарплата связистки-контрактницы белорусской армии чистыми составляет $ 288.
— Мне еще хорошо, сижу в обычном помещении, — радуется девушка. — Часть связисток работают в бункере, где плохо с вентиляцией, летом там капли влаги сбегают по стенам, как в бане. Выходить из бункера во время суточного дежурства запрещено.
— До прихода в часть я таяла от вида военных! Казалось, что офицер — это воспитанный, галантный и сильный человек. И когда в мой колледж связи приехали «купцы» за выпускниками, я обрадовалась, что могу попасть в армию, к своим кумирам, — вспоминает Алеся. — Перед распределением мы знали, что самые высокие зарплаты связистов — в «Белтелекоме», но устроиться туда без опыта работы достаточно сложно. Военные же наобещали нам золотые горы: высокая зарплата, рабочий график — сутки через трое. Очередь на льготное строительство жилья…
На крыльях девичьих грез Алеся полетела служить в армию. Там ее встретили совсем не поручики и корнеты в белых перчатках, как это ей представлялось по старым фильмам. Мастера брани в погонах щедро обложили девушку трехэтажными матами, а «столичная штучка» в звании подполковника наградил оскорбительной кличкой «колхозница», так как Алеся не смогла его сразу с кем-то соединить.
— Довел меня до слез, в общем, много плакала первое время. И теперь слезы случаются на службе, так как маты в свой адрес слышишь почти от всех офицеров, за исключением трех человек, — рассказывает Алеся. — Никто не замечает, что перед ними женщина, нет разграничения. Контрактники пьют. Таких хамов и алкашей, как в армии, я не встречала нигде! Вот солдаты-срочники — совсем другие: и помогут, если нужно, и поздороваются вежливо. А офицеры… Мне стыдно за них. И я хотела бы, чтобы мой будущий муж был кем угодно, только не военным. Возвращаясь домой, офицеры срывают на семье злость — знаю от их жен. Но все скрывается…
— Как считаешь, почему военные деградируют?
— Низкие зарплаты, недовольство жизнью, но главное — сама система этому способствует. Много контрактников бежит из армии. Я сама еле выкручиваюсь по деньгам…
Почти вся косметика Алеси — белорусского производства, среди которой российский крем «Черный жемчуг» выглядит экзотикой. Из еды никогда не приобретает морепродукты и сыры, зато банками поглощает орехово-шоколадную пасту — подслащивает жизнь. В отпуск собирается к родителям в другой город, никаких курортов.
— Почему держишься за армию?
— Я хочу поступить в университет, а армия может оплачивать аренду жилья в размере до 1 миллиона 200 тысяч, когда снимаешь его официально. До сих пор снимала не по договору, за свои деньги, так как хозяйка квартиры избегала налогов. Сейчас нашла вариант аренды с договором. Закончу учиться, брошу службу… Что касается льготной очереди на жилье, то попасть в нее можно только через пять лет службы.
— А чем поддерживают боевой дух в армии?
— Когда сверху приходит телеграмма об идеологической работе, нас собирают в клубе и крутят патриотические передачи. Среди «плохих», как нам показывают, войска стран Евросоюза и США. Демонстрируют «позорные» человеческие отношения внутри иностранных войск, издевательства и дедовщину…
Сравним?
Зарплаты в армиях других стран
Россия
Минимальная зарплата служащего по контракту, с учетом подоходного налога, — 17 400 российских рублей ($ 553) в месяц. У командира взвода она доходит до 58 812 рублей ($ 1870). Бонусы: обеспечение жильем (при его наличии) или деньгами для его аренды, внеконкурсное поступление в вузы.
США
В зависимости от опыта, рядовой солдат получает от $ 17000 до $ 24000 в год. Бонусы: бесплатное медицинское обслуживание, выделение государством более $ 50000 на оплату обучения в колледже и около $ 4000 ежегодно на питание каждого солдата, бесплатное высшее образование в военных училищах.
Великобритания
На начальном уровне зарплата рядового контрактника около 272 фунтов ($ 409) в неделю, оплата может вырасти до 17 514 фунтов ($ 26 390) в год. В течение пяти лет можно дослужиться до сержанта и получать до 32 756 фунтов ($ 49 358) ежегодно. Бонусы: помощь в приобретении недвижимости, беспроцентный «военный» заем размером до 8 500 фунтов ($ 12 808), а если солдат прослужил более четырех лет — до 75 000 фунтов ($113 013). Контрактники, которые отслужили более двух лет, имеют право на добавку к пенсии по старости (ее размер — в соответствии с размером последней зарплаты военнослужащего). Материальная (до 8000 фунтов) поддержка в обучении, если контрактник обязуется служить минимум три года после университета.
Германия
В зависимости от выслуги, условий службы и ряда других параметров, рядовой солдат получает от 1200 до 2000 евро в месяц, офицеры — до 4000. Помимо этого, солдату возвращают каждый день от 110 евро налогов. Таким образом, зарплата немецкого контрактника может доходить до 4 000 — 5 000 евро ежемесячно. Бонусы: хорошая пенсия и бесплатное медицинское обслуживание.
Алена БАРЕЛЬ, «Новы час»