TOP

Была ли миссия Макея тупиковой?

Если «коммерческая» составляющая визита Макея в Брюссель все-таки станет преобладающей, то на саммит в Вильнюсе его просто не пригласят, считает Анатолий Лебедько.

Встреча министров иностранных дел Евросоюза по перспективам «Восточного партнерства» и саммиту этой инициативы, который состоится в конце ноября в Вильнюсе, прошла предсказуемо. Владимир Макей твердо разъяснил европейским политикам, что Минск не согласен идти на уступки. А главным вопросом на предстоящем саммите «Восточного партнерства» для Беларуси будет экономика.

«Мы говорили про Вильнюсский саммит, про декларацию, мы сделали несколько предложений в декларацию, в первую очередь, то, что все государства-партнеры должны трактоваться одинаково, а не дискриминироваться. И мы проявили нашу заинтересованность в сотрудничестве во всех сферах «Восточного партнерства». Мы думаем, что активность по конкретным проектам должна быть главным компонентом вильнюсской декларации, это поможет улучшить видение «Восточного партнерства» в странах Евросоюза и странах-партнерах. И мы должны обратить больше внимания на бизнес-измерение. Вот это наши предложения», — заявил Макей по итогам встречи.

То есть, «старая песня о главном»: «Не учите нас жить, помогите материально».

Стоило ли Макею с такими настроениями ездить в Брюссель? И стоит ли ему при такой «коммерческой» постановке вопроса вообще появляться на саммите в Вильнюсе?

Конечно, его сделали ответственным за разгрузку складов «Амкодора», но ведь саммит «Восточного партнерства» — не то место, где нужно поднимать вопрос продажи белорусской техники.

Если «коммерческая» составляющая визита Макея в Брюссель все-таки станет преобладающей, то на саммит в Вильнюсе его просто не пригласят, сказал Анатолий Лебедько.

«Я полагаю, что политики ЕС отслеживают ситуацию в Беларуси и знают мнение и позицию большинства демократических структур по поводу приглашения Макея в Брюссель. Несложно было предсказать, с каким посланием Макей едет в Брюссель — это послание было написано не в МИДе, а в резиденции Лукашенко. Макей выступил в роли почтальона, и можно было бы выбрать в этой роли кого-то другого, а не человека, который находится под точечными санкциями со стороны ЕС. Это моя позиция», — говорит Лебедько.

Однако, по его словам, более важно не то, что Макей привез в Европу, а то, что он из нее увез.

«Я не допускаю мысли, что Макей приезжал для того, чтобы в очередной раз озвучить и так известную позицию официального Минска. Вопрос в том, чего мы не знаем — какой конверт Макей увез из Брюсселя. И в этом неизвестном и состоит ответ на вопрос, была ли миссия Макея тупиковой, или она имела смысл на существование», считает политик.

Если же все закончилось так, как говорил Макей, то Лебедько исключает возможность приглашения министра на саммит в Вильнюс.

«Четыре страны уже выступили против приглашения Макея на это мероприятие, и если Беларусь не воспримет сигнал Брюсселя, то он не только может не поехать в Вильнюс, но и снова вернуться в то состояние, в котором он был — в состояние невъездного в ЕС», — полагает лидер ОГП.

По материалам Charter97.org

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.