Что литовцы имеют против Островецкой АЭС?
Сегодня несколько литовских граждан примут участие в так называемых общественных слушаниях в Островце по отчету об Оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС) проекта Белорусской АЭС.
Им дадут однодневные визы прямо у ворот белорусского посольства в Вильнюсе, затем посадят в автобусы — и бесплатно повезут в Информационный центр АЭС в Островец, в комнату, где могут уместиться около 50 человек…
Белорусские чиновники из Минприроды, в задачи которых входит честный и беспристрастный анализ документации и всех рисков АЭС, будут снова на голубом глазу повествовать про «полное соответствие» и «абсолютную безопасность» белорусской АЭС. Эта ложь будет транслироваться небольшому количеству граждан с литовскими паспортами, в то время как общественные организации и официальная Литва заявили о том, что не будут принимать участия в этих слушаниях.
Слушания проводятся в середине августа, в разгар отпускного сезона у литовцев. Местом выбран печально известный Островец — именно там в 2009 году уже проходили такие же «слушания» для трудовых коллективов, где был арестован российский физик-ядерщик Андрей Ожаровский, и были изъяты экземпляры экспертной Критики ОВОС.
Официальная Беларусь опять покажет Европе Островецкие «карусели» в надежде на то, что на cовещании сторон конвенции Эспоо найдется хотя бы один палецкис, который скажет: «О! Произошли заметные улучшения!».
Официальная Беларусь почему-то не видит разницы между родным электоратом, с промытыми и зачищенными мозгами, и европейской общественностью. И если и найдутся отдельные литовские граждане, которые споют оду строительству АЭС в Островце, то это вовсе не снимет ряда серьезных претензий к Беларуси по строительству Островецкой АЭС как со стороны Литвы, так и всего европейского сообщества. Вот всего некоторые из них.
Беларусь занижает возможное воздействие Островецкой АЭС на Литву
Реальная опасность Островецкой АЭС простирается не на 3, как это говорится в ОВОС проекта Белорусской АЭС, а на 300 и более километров. Это показали исследования австрийских экспертов в рамках проекта flexRISK, оценившего риски от европейских АЭС для Европы.
В соответствии с flexRISK, в результате тяжелой запроектной аварии на одном из реакторов Островецкой АЭС загрязнение территории цезием-137, требующее отселения жителей, может распространиться более, чем на 300 километров, и затронуть не только литовские Вильнюс, Каунас, Шяуляй, но и латвийский город Лиепая. К похожим выводам пришли исследователи Норвежского агентства радиационной защиты в 2012 году.
Однако Беларусь продолжает утверждать обратное. В открытом письме в СМИ Минприроды по строительству белорусской АЭС, размещенном на сайте ГУ «Дирекция строительства атомной электростанции», говорится: «Результаты моделирования аварий на Белорусской АЭС показали, что в Литве не потребуется проведения защитных мероприятий (эвакуация, дезактивация загрязненных территорий и др.), т.е. у литовской стороны не должно быть никакого беспокойства в связи с размещением Белорусской АЭС в 30 км от Литвы».
Беларусь безосновательно выбрала для своей АЭС Островецкую площадку
Островецкую площадку выбрали для строительства АЭС еще до завершения необходимых исследований в декабре 2008 года — об этом говорится в полной версии отчета об ОВОС, недоступной литовцам. Специалисты НАН Беларуси в кулуарах называли Островецкий вариант гробовым, поскольку Минск расположен с его подветренной стороны, «под факелом», и именно близ Островца находятся геологические разломы. Об этом упоминал также Институт Физики Литвы в своих замечаниях к ОВОС проекта белорусской АЭС весной 2010 года.
Островецкая площадка находится всего менее, чем в 50-ти километрах от Вильнюса, столицы соседнего государства с пятисоттысячным населением. Официальная Литва утверждает, что в случае тяжелой запроектной аварии на Белорусской АЭС она будет вынуждена эвакуировать все свои государственные институты, и этот факт теперь подтвержден исследованием flexRISK.
И хотя белорусские чиновники повторяют легенду о том, что Островецкая площадка — единственная подходящая для строительства АЭС в Беларуси, этот миф был несколько раз опровергнут не кем либо, а главой Беларуси. В своих выступлениях по вопросу строительства второй АЭС он не раз сообщал, что у нас есть другие площадки для строительства АЭС.
Беларусь нарушает конвенцию Эспоо при строительстве Островецкой АЭС
Комитет по осуществлению конвенции Эспоо весной этого года признал, что Беларусь нарушила ряд положений Конвенции при строительстве своей АЭС.
Однако Беларуси удалось кое в чем обмануть Комитет. Так, Комитет поверил в то, что Островецкая АЭС не строится и что решение о ее строительстве якобы еще не принято и все ждут указа главы государства о строительстве АЭС.
Но тех фактов нарушений, которые были признаны Комитетом уже достаточно, для того, чтобы начать всю процедуру ОВОС по конвенции Эспоо заново: Беларусь не предоставила Литве полной версии ОВОС, ненадлежащим образом провела общественные слушания в Вильнюсе, нарушила конвенцию при выборе площадки, не учла мнения литовских граждан, выступающих против строительства Островецкой АЭС, которые заявили об этом на слушаниях еще в 2010 году и собрали более 23000 подписей под соответствующей петицией.
Стоит отметить, что независимо от того, признал Комитет конвенции Эспоо факт строительства Островецкой АЭС или нет, Беларусь не должна вести работы на площадке до завершения консультаций по Эспоо. Но она их ведет с опережением графика в несколько месяцев, бетонируя основания для реакторных зданий до появления лицензии и даже архитектурного проекта.
Эти вопросы, конечно же, влекут за собой встречное «пытаннечка» — а что же официальная Литва, разве она не нарушает конвенцию Эспоо? Разве она не собирается строить Висагинскую АЭС на границе с Беларусью?
Возможно, Литва и построила бы Висагинскую АЭС на границе с Беларусью с нарушениями конвенции Эспоо, если бы там была такая же «демократия», как в Беларуси. Но Литва осенью прошлого года провела референдум, на котором граждане выступили против строительства АЭС, и она уже не может реализовывать свой Висагинский проект, как бы этого ни хотели какие-то чиновники или бизнесмены. Смогут ли теперь литовские граждане так же последовательно и настойчиво отстоять свое право на безопасную окружающую среду без Островецкой АЭС, чего не сделали белорусы? Может быть, но для начала нужно убедить Беларусь исполнять конвенцию Эспоо, прекратить незаконное строительство АЭС и провести процедуру ОВОС заново, надлежащим образом.
Татьяна НОВИКОВА, специально для charter97.org
Читайте также:
ЛИТВА ОТКАЗАЛАСЬ ОТ БЕЛОРУССКОГО «ШОУ»
МИД: ЛИТОВСКАЯ СТОРОНА ИГНОРИРУЕТ НАШУ ИНФОРМАЦИЮ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ АЭС