TOP

Голоса станут считать по закону, когда запахнет жареным

Нашумевшие поправки в Избирательный кодекс поступили в Палату представителей. Эксперты отмечают их технический характер, нежелание властей прислушаться к ключевым рекомендациям критиков и попытку закрыть последние лазейки для оппозиции. 

Вместе с тем, проблема с белорусскими выборами куда серьезнее несовершенных законов. Она — в отсутствии у государства политической воли провести выборы честно и в неспособности общества эту волю сформировать.

Косметика в интересах чиновников

Текст законопроекта, планируемого к рассмотрению в начале октября, на самом старте осенней сессии парламента, по-прежнему не доступен общественности. О его содержании можно судить лишь по опубликованной пояснительной записке.

Итак, планируется проводить выборы депутатов Палаты представителей в один тур по принципу относительного большинства. Теперь кандидатам нет необходимости набирать более 50%. Точнее — избиркомам нет необходимости подавать такие цифры в ЦИК, достаточно перевеса в один голос.

Вдобавок к Центризбиркому, окружным и участковым комиссиям создается еще одно промежуточное звено — территориальные избиркомы (в Минске и шести областях). Эксперты считают, что это снизит поток жалоб в ЦИК, где они обычно оказываются в поле зрения множества международных наблюдателей.

Расширяются возможности использования избирательных фондов на местных и президентских выборах, также разрешается формировать эти фонды со времени регистрации инициативной группы (а не кандидата, как это было раньше). Однако кандидаты лишаются бюджетного финансирования на изготовление печатной агитации.

Эта новелла ставит перечисление пожертвований кандидатам под полный контроль, включая личные данные жертвователей. Велик риск, что некоторые альтернативные кандидаты просто не смогут найти денег на кампанию, учитывая страх бизнеса и населения финансировать оппозицию и запрет на использование иностранной помощи.

Долгожданная для чиновников поправка — оппозиции запретят агитировать за бойкот. Часть альтернативных кандидатов использовали эту возможность на предыдущих парламентских выборах, хотя их выступления за такие призывы зачастую подвергались цензуре.

Интересным элементом нового пакета изменений станет разрешение обжаловать действия избиркомов напрямую в суд (вместо того чтобы жаловаться в вышестоящую избирательную комиссию). Эта мера фигурировала в последних рекомендациях наблюдателей ОБСЕ.

«При этом суды еще более контролируемы, чем избиркомы», — замечает политолог Юрий Чаусов. По сути, часть критики заблаговременно отводят от избирательных комиссий на суды, уже выходящие за рамки компетенции европейских наблюдателей.

Таким образом, власть ожидаемо не пошла на реформирование самых проблемных моментов избирательного процесса, проигнорировала требования ликвидировать или хотя бы упорядочить досрочное голосование, расширить права и состав наблюдателей, обеспечить прозрачность подсчета голосов и др.

Поправки на деле оказываются весьма сомнительными с точки зрения демократизации выборов. Юрий Чаусов убежден: «Основной интенцией была ликвидация тех лазеек, которыми оппозиция пользовалась в предыдущих избирательных кампаниях».

Власть обезоруживает оппонентов

В это же время добиваться свободных выборов решил провозглашенный в Минске 22 сентября Гражданский альянс за справедливые и честные выборы для лучшей жизни «Талака». На первых позициях в ней Объединенная гражданская партия и Белорусская партия левых «Справедливый мир».

Многие критикуют это объединение за нереальность целей: инициаторы хотят заставить власть считать голоса хотя бы так, как это делали в конце советской эпохи или при раннем Лукашенко. Причем пути достижения этой заветной цели пока неизвестны.

А власть тем временем, подготовив законодательные изменения, напомнила о своем отношении к выборам и перспективам их демократизации. Этот подход не оставляет оппонентам иллюзий.

К слову, готовятся новые палки в колеса и оппозиционной кампании «Народный референдум». Согласно пояснительной записке к законопроекту, предусмотрено окончательно запретить выносить на референдум вопросы, связанные с бюджетной политикой государства. Теперь запрет коснется не только налогов, но также пошлин и сборов.

Запрет обсуждать на референдуме бюджетную политику может сильно осложнить инициаторам «Народного референдума» планы задать народу вопросы, связанные с такими социально-экономическими темами, как образование и здравоохранение.

Буква закона решает далеко не все

При этом вполне очевидно, что проблемы честности выборов связаны не только с плохими законами. «Многие наблюдатели говорят, что белорусское законодательство в области выборов в принципе неплохое», — считает Юрий Чаусов.

Согласен с ним юрист Сергей Альфер: «Чтобы здесь у нас выборы были свободными, нужно не столько улучшение законодательства, сколько общее желание всех политических субъектов, участвующих в выборах, в первую очередь того, кто находится у власти».

Вдобавок к этому, отмечает эксперт, в странах со слабыми демократическими традициями и институтами «требуется серьезное влияние населения, гражданского общества на власть с целью понудить ее к учету интересов граждан».

А до тех пор власть может с легкостью выполнять часть рекомендаций ОБСЕ, набирая на этом некоторые имиджевые очки, но не меняя сути избирательного процесса.

То же самое будет относиться и к рекомендациям в рамках «Европейского диалога о модернизации с Беларусью», если эксперты этой инициативы сосредоточатся лишь на предложении законодательных правок.

«Часть белорусской оппозиции страдает правовым фетишизмом: ей кажется, что если внести в Избирательный кодекс хоть какие-то нормы, то все изменится», — отмечает Юрий Чаусов.

Между тем любая реформа избирательного законодательства сама по себе не решит для страны вопрос свободных выборов. А значит, демократам мало биться за букву закона. Важнее заняться созданием такой ситуации, когда начнет работать его дух.

Артем ШРАЙБМАН, Naviny.by

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.