TOP

На чем экономят жены солигорских шахтеров

Работники «Беларуськалия» переведены на 2/3 оклада. Их семейный бюджет значительно урезан. Какое в связи с этим настроение у шахтерских жен, в чем пришлось ограничивать себя и свои семьи?

Диана, 27 лет, работает в одной из местных фирм менеджером, ее собственная зарплата около четырех миллионов, рассказывает: «Я на курсы вождения хожу. Муж обещал сразу после того, как получу права, купить мне машину. А теперь не знаю, хоть бы скорее нашли зарубежных покупателей наших удобрений, а то останусь я без машины. К морю даже на недельку в этом году не поехали. В ресторане с мужем только раз за месяц были. Кофе покупаю подешевле, копченую рыбу реже. Дыни, персики, виноград теперь в основном только сынишке пятилетнему. Конфеты шоколадные не всегда в доме есть. Что еще? Смартфон муж себе так и не купил. И все равно из отложенного мне на машину пришлось бумажку доставать. Скоро у меня день рождения. Обычно большой компанией мы дни рождения отмечаем. А теперь, наверное, в семейном кругу. Муж говорит, что до нового года сложности со сбытом продукции могут затянуться. Это же еще сколько ждать?»

Медсестра Елена (44 года) уверена, что если в течение месяца-двух все в «Беларуськалии» наладится, ничего пугающего для ее семьи не произойдет. «Меня, с другой стороны, даже устраивает, что у них сейчас работы нет, и он дома. Сейчас мы больше вместе — по грибы, на природу ездим, на даче он доделал то, что уже два года его рук ждало. Сбережения у нас кое-какие есть, но стараемся экономить. По мобильнику меньше говорим, сапоги его и свои в ремонт отнесла, хотя новые намеревались купить, еда стала скромнее. Дочка на платном в Минске учится. Ей тоже приходится меньшими средствами довольствоваться. Говорю: терпи, без развлечений пока обойдешься. Главное, чтобы не длительно такое положение было. Но ведь не может оно быть длительным? Генеральный директор «Беларуськалия» опытный. Найдут этих покупателей», — рассуждает женщина.

Вере 35 лет. Муж работает в шахте, она — на обогатительной фабрике. Двое детей — сын ходит в садик, дочь школьница. И она, и муж сейчас на 2/3 оклада. Выплачивают кредит за построенную квартиру. Второй кредит валютный — брали на покупку машины. Вера говорит, что накоплений у них практически нет — обставляли квартиру, а незадолго до кризиса со сбытом удобрений они с мужем ездили отдыхать. «Никогда особо не экономили, — признается женщина. — Меня вообще муж называет транжиркой. Но когда деньги есть — как не побалуешь детей, как откажешься от той же дорогой косметики, не разрешишь мужу по выходным хорошего коньяка, не позволишь отдыха с друзьями».

Последний месяц они прожили на шесть миллионов.

«Это непросто, — вздыхает Вера, — и как это многие семьи на такие или чуть большие доходы годами живут при нынешней-то дороговизне? Ходят слухи, что до нового года новых контрактов на поставку калия за рубеж может и не быть. Не знаю, как мы тогда со своими кредитами выкрутимся».

Одним из показателей того, как у населения обстоят дела с наполняемостью кошельков, является уровень посещаемости развлекательных центров, ресторанов, баров.

Оксана, официантка одного из самых популярных в городе развлекательных центров, куда входит и ресторан, говорит, что, на ее взгляд, семьи работников «Беларуськалия», сами шахтеры по-прежнему составляют большую часть клиентов.

«Как ходили, так и ходят. Многих мы из них знаем, кто часто приходит, город-то небольшой. Вообще, из-за этих калийных неурядиц посетителей меньше не стало», — говорит Оксана.

По ее словам, от недостатка посетителей их заведение не страдает. Цены высокие. 400 — 500 тысяч пара за вечер выкладывает не задумываясь. Кроме этого, количество всевозможных банкетов не уменьшилось.

Напомним, проблемы с экспортом у солигорских калийщиков начались после выхода российского партнера из состава «Белорусской калийной компании».

По данным агентства Argus, в августе белорусы поставили на экспорт всего 44 тыс. тонн калия. Спотовые цены (FOB СНГ) были $330 — 370, то есть в денежном выражении продажи составили не более $16,3 млн. С начала сентября, утверждают источники «Известий» на калийном рынке, отгрузок не было вовсе. Для сравнения, за первое полугодие 2013 года Беларусь продала на экспорт 3,3 млн тонн хлоркалия на общую сумму почти $1,27 млрд.

«Товарищ online»

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.