«Снимешься с выборов — построим тебе баню»
В Жлобине Валерия Рыбченко знает если не каждый, то очень многие — он руководитель региональной ячейки партии «Справедливый мир», известен своей непримиримой борьбой за права горожан. О том, как стал коммунистом уже после развала СССР, за что его уволили с главного металлургического гиганта страны и почему замминистра предложил ему построить баню, Валерий Владимирович откровенно рассказал в интервью «Снплюс».
О том, как искал партию и нашел в ней себя
— Еще во время существования СССР меня агитировали в компартию, но тогда, во время службы в армии, я считал, что еще «не дозрел» до этого. Несмотря на свои левые взгляды, хорошо принял перестройку, даже значок горбачевский носил. После развала Союза и разгона Верховного Совета ходил на пикеты, собрания в Жлобине…
В 1992 году, работая на БМЗ, встретил многих активных людей, с которыми мы очень сошлись во взглядах. Так и попал в партию. А уже через некоторое время стал руководителем районной организации. Мы выдвигались в местный Совет, у нас была своя программа и свое видение проблем, которые стояли тогда перед Жлобином. Например, сопротивлялись слиянию города и района, потому что чиновники стали бы больше уделять внимания надоям, а не развитию городской инфраструктуры, которая, несомненно, нуждалась тогда в развитии.
О парламентских выборах 2004 года и увольнении с БМЗ
— Больше всего запомнились выборы 2004 года, когда уволили с БМЗ. Я тогда уже работал заместителем начальника сортопрокатного цеха. Перед выборами поставил условие, чтобы мне продлили контракт на пять лет. И — продлили, что не помешало все-таки меня уволить.
Уже после выборов мной решили заняться серьезно. Например, спецслужбы отслеживали все передвижения… А когда во время моего отсутствия в городе на БМЗ произошла небольшая авария, главный механик заставил переписать показания работников завода против меня. Этим дело не ограничилось, и меня «прессовали» до тех пор, пока не уволили. Я, правда, судился — в итоге на некоторое время восстановили на работе, но руководство не унималось и добилось-таки моего окончательного увольнения.
О том, как родственница выдала оппозиционера работнику администрации Лукашенко
— Предыстория моего увольнения на самом деле очень интересная. Я неплохо зарабатывал и почти каждое лето ездил с семьей на отдых в Крым. Заглянули как-то к нашей родственнице одной. Посидели, поговорили, как на самом деле обстоят дела в Беларуси.
А через некоторое время вызывает на ковер гендиректор БМЗ. Оказалось, у той самой родственницы есть сестра, живет в Минске, а муж — в Администрации президента. Родственница приехала посмотреть белорусскую столицу и рассказала о том крымском разговоре, после чего меня и начали песочить…
О том, как замминистра МВД предлагал построить баню
— Перед выборами 2004 года в Жлобин приехал тогдашний заместитель министра внутренних дел. Он дружил с гендиректором БМЗ. Цель «визита» — уговорить меня сняться с выборов. Разговор проходил очень интересно: переход на личности, попытки шантажа, угроз и даже подкупа. Например, предложили построить баню. Я записал наш разговор на диктофон — было потом интересно это послушать.
О работе в штабе Некляева в 2010 году
— Безусловно, нас подкупило то, что кандидат в президенты на выборах 2010 года Владимир Некляев сам пришел к нам на встречу, в то время как другие кандидаты вели какие-то закулисные переговоры. У нас частично совпадали программы, а поскольку своего кандидата на выборах не было, мы решили присоединиться к нему.
О расколе партии и взаимодействии с провластными коммунистами
— Раскол партии произошел после знаменитого референдума 1995 года. С провластными коммунистами в Жлобине мы только один раз смогли прийти, что называется, к консенсусу. Жлобинские власти хотели снести памятник Ленину на вокзале. Я поговорил с руководителем первички компартии Степаном Бересневым, который пообещал написать обращение в исполком. Мы, в свою очередь, предлагали провести референдум, заявляли пикеты, и памятник в итоге оставили. Позже предлагали еще заявлять общие пикеты, но они сказали: мы за Лукашенко, а потому с вами не по пути.
О реакции на пасквили
— Обычно перед выборами листовки с пасквилями раскидывали в почтовые ящики моим соседям. Понятно, что люди знают, чем я занимаюсь, но некоторых эта информация могла смутить. И уже после того, как объяснил, с какой целью все это пишется, говорили: «Ну, дурни, что с них взять?». А сейчас так и вовсе обращать внимание перестали.
Справка
Валерий Рыбченко родился в 1963 году. Окончил Белорусский институт механизации сельского хозяйства (ныне БАТУ), инженер-механик. С 1992 по 2004 годы работал на Белорусском металлургическом заводе. Прошел путь от слесаря-гидравлика до заместителя начальника сортопрокатного цеха.
В 1993 году вступил в Партию коммунистов Беларуси (ныне Белорусская партия левых «Справедливый мир»). Многолетний руководитель Жлобинской районной парторганизации.
Руководил избирательным штабом Александра Милинкевича на президентских выборах 2006 года и Владимира Некляева — на президентских выборах 2010 года в Жлобине. Занимается общественной правозащитной деятельностью.