TOP

Безголовое правительство

Я вам просто отвинчу голову, положу под подмышку, и пойдете, если сможете. Я вам не прощу.Из заявления А. Лукашенко 15.11.2013 г. Если власти не найдут кредиты или не случится какое-то чудо, с неба не свалится валюта, то по расчетам экспертов, золотовалютных резервов, которые можно тратить на поддержание обменного курса, хватит на 3—4 месяца. 

Сначала сухая констатация факта. За октябрь золотовалютные резервы Нацбанка сократились на $567 млн и по состоянию на 1 ноября составляли $6,82 млрд. И это с учетом статистических манипуляций Национального банка в виде сделок своп: на короткое время под залог валюты коммерческих банков им предоставляются краткосрочные рублевые ресурсы Нацбанка. Из-за «дела Баумгертнера» задерживается кредит Антикризисного фонда ЕврАзЭС в размере $440 млн. Население в ожидании девальвации скупает валюту. Успокаивающим заверениям официальных лиц мало кто верит, общество с обреченностью приговоренного к казни наполняется невероятными слухами. Если власти не найдут кредиты или не случится какое-то чудо, с неба не свалится валюта, то по расчетам экспертов, золотовалютных резервов, которые можно тратить на поддержание обменного курса, хватит на 3—4 месяца.

Самое печальное, что в состоянии тревоги и растерянности пребывает и сама власть. А. Лукашенко не придумал ничего лучшего, как объявить о том, что он будет ездить по предприятиям и лично наводить порядок. Ибо правительство, вертикаль и директорат не справляются. Действительно, куда он ни приедет, везде провал. Этим поездкам сопутствуют громкие заявления президента перед телекамерами, разносы и выволочки чиновникам, обещания всем открутить головы.

В чем смысл таких инсценировок? Они выполняют несколько функций. Во-первых, эти спектакли для телезрителей призваны убедить народ, что президент бдит, он на страже, все контролирует, за всем следит. Чрезвычайная активность А. Лукашенко должна, по его мнению, нейтрализовать и компенсировать будущие имиджевые потери из-за возможных экономических потрясений.

Во-вторых, такие взбучки чиновникам должны показать народу, кто виноват в экономических проблемах. Т. е. бестолковые и безответственные бюрократы, которые по своей природной лености и порочности не выполняют мудрые указания президента. Обратите внимание, как А. Лукашенко дистанцируется от всех непопулярных действий, предлагаемых властью. С информацией о них выступают члены правительства, президент здесь как будто ни при чем.

В-третьих, угрозы всех посадить в тюрьму призваны заставить чиновников как-то шевелиться. Хотя в последнее время это плохо получается.

И, наконец, если экономика страны находится в критическом состоянии, то президент должен что-то делать. Правда, все эти сотрясения воздуха мало помогают. Но он ничего другого не умеет. Ведь 19 лет это худо-бедно работало.

Кардинальным решением вставших во весь рост экономических проблем были бы рыночные реформы. К этому подталкивают Беларусь внешние кредиторы. Но А. Лукашенко категорически отрицает такой вариант. Ибо он убедил себя и значительную часть общества, что созданная им социально-экономическая модель продемонстрировала явственные преимущества перед рыночными системами соседних государств. И признать теперь, что именно она привела страну в тупик, он не может, это для него высокий психологический барьер.

Есть и вполне рациональные политические соображения, препятствующие структурным экономическим реформам. Любые преобразования имеют социальные издержки, сопровождаются серьезными общественными стрессами. И перед президентскими выборами политическое руководство не хочет рисковать.

Поэтому в арсенале властей остаются какие-то паллиативные действия, призванные временно, на короткое время снять напряженность. Одним из решений была бы девальвация, которая может установить равновесие между экспортом и импортом и на какой-то срок снять проблему дефицита валюты.

Но А. Лукашенко тяжело травмирован событиями 2011 года, когда Беларусь пережила большую девальвацию и инфляцию, в результате чего его рейтинг обвалился до рекордно низкого показателя 20,5%. Поэтому он страшится повторения тех драматических событий. Президент хочет любой ценой избежать новой девальвации. Он рассчитывает, что ситуация сама собой как-то рассосется, случится какое-то чудо, свалится манна небесная, типа бизнеса растворителями. Или удастся уломать Россию оставлять в белорусском бюджете пошлину от экспорта нефтепродуктов.

Но, рассчитывая на какую-то новую халяву, власти сильно рискуют, вступают на минное поле. Ибо если ты не управляешь процессами, то процессы управляют тобой. Как это случилось в том самом злосчастном 2011 году.

Поскольку президент не принял решение, то правительство находится в состоянии управленческого ступора. Оно никак не может даже сверстать бюджет на следующий год, существует свыше десяти его вариантов, а сроки принятия давно прошли.

Все было бы проще, если бы на горизонте, в 2015 г. не маячили президентские выборы. Т. е. через год ни в коем случае нельзя допустить обвал уровня жизни электората. Поэтому очень соблазнительно выглядит такая стратегия властей: в 2014 г. можно уронить благосостояние населения, с тем чтобы в год президентских выборов его успешно поднять. Расчет на то, что у электората короткая память, он реагирует только на последние действия властей.

Поскольку президент дал установку не допустить единовременной резкой девальвации, то, похоже, правительство предлагает взять на вооружение тактику снижения уровня жизни другими способами. Планируется, что в следующем году зарплаты увеличиваться не будут, зато вырастут коммунальные тарифы. Увеличатся акцизы (а значит, и цены) на автомобильное топливо, алкоголь, табачные изделия. Власти собираются ввести невиданные в мире поборы: налог на неработающих граждан и пошлину на автомобили. А также убрать с рынка индивидуальных предпринимателей с помощью техрегламента на продукцию, якобы по правилам Таможенного союза.

Все эти меры частично помогут пополнить бюджет. Обвалив уровень жизни, снизив покупательский спрос, власти тем самым сократят импорт, людям просто не за что будет покупать валюту. Но это все равно не решает проблему валютного дефицита, не позволяет преодолеть разрыв, по экспертным оценкам, в $8—9 млрд.

И все крики и угрозы А. Лукашенко в адрес правительства, вертикали, директората призваны скрыть элементарную растерянность перед вызовами и проблемами, которые неумолимо встают во весь рост. Ибо сбиты ориентиры, разрушены прежние координаты времени и пространства. А чтобы появились новые, белорусскому обществу и власти предстоит пережить нелегкое испытание краха иллюзий, утопических представлений, будто можно долго и успешно жить своим замкнутым мирком, безнаказанно игнорировать исторические закономерности.

Валерий КАРБАЛЕВИЧ

Читайте также:

Образцово-показательный провал

Вышибание денег

Государство-левиафан

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.