TOP

Сергей Возняк: Вот в чем вопрос!

Примерно с неделю назад чиновники Администрации президента обронили несколько фраз о гипотетической возможности проведения очередного референдума по изменению Конституции. Без этого, мол, нельзя реализовать распоряжение Лукашенко об объединении хозяйственных судов с судами общей юрисдикции.

Представляется, что во властных кабинетах такие разговоры могли возникнуть только по двум обстоятельствам. Первое: как сугубо техническая реакция на инициативу президента. Второе: как политический «пробный шар» в отношении инициативы Народного референдума. Во всяком случае, в демократической среде приходилось слышать обе версии.

Спустя неделю «техническая» версия кажется более вероятной. В том числе и потому, что мимолетные чиновничьи разговоры о новом конституционном референдуме быстро стихли. Возможно, госпропаганда на данном этапе решила не педалировать тему государственного референдума вообще, дабы не пропиарить случайно инициативу референдума Народного.

И все-таки: что будет, если власть решит-таки — по технической ли необходимости, или в пику демократическим силам — провести свой референдум? Может ли референдум власти помешать Народному референдуму и «спутать карты» его организаторам?

Мне такая угроза не видится серьезной. Легко предположить, каким образом будут определяться вопросы для референдума власти. Их сформулируют чиновники президентской Администрации, не выходя из своих кабинетов. Других сценариев в авторитарном государстве не просматривается. Естественно, что на референдум власти и вопросы будут вынесены от власти. Типа объединения хозяйственных судов с судами общей юрисдикции — очень волнительная тема для так называемого «простого человека», не правда ли?

Кстати, аналогичную ошибку могли совершить и инициаторы Народного референдума — если бы уселись придумывать вопросы в своих оппозиционных офисах. Легко предположить, что на выходе мы получили бы требования освобождения политзаключенных, изменения избирательного законодательства и государственной символики. Темы важные и правильные — вот только, увы, не очень волнительные для так называемого «простого человека», не правда ли?

И эту ошибку инициаторы Народного референдума исключили сразу. В течение пяти месяцев представители кампании «Говори правду», Партии БНФ, движения «За свободу» и БСДП(Г) собирали у этих самых «простых людей» их мнения о возможных темах и вопросах для Народного референдума: ходили по домам и квартирам, ездили по самым дальним уголкам Беларуси, организовывали дискуссии в интернете.

Сначала сложился список из трех десятков вопросов. Потом его ужали до десяти. Только на этом этапе к работе подключили экспертное сообщество. И не для того, чтобы «подправить» мнение народа, а чтобы придать вопросам корректные формулировки и определить окончательную пятерку наиболее актуальных из них.

Эту пятерку мы узнаем в самом ближайшем будущем. Поскольку темы для вопросов подсказывали неангажированные в политические структуры люди, очень надеюсь, что окончательные формулировки:

а) не будут тупо оппозиционными — то есть интересными только для воинствующих обитателей интернет-форумов;

б) будут идти от жизни — то есть касаться первоочередных проблем, волнующих сегодня граждан Беларуси.

Если инициаторы Народного референдума попадут в электоральное «яблочко», если граждане почувствуют непосредственную связь между этими вопросами и качеством своей жизни, то можно будет двигать идею дальше, не обращая внимания на случайные или целенаправленные попытки власти запутать людей какими-то своими инициативами.

Вот на самом деле в чем главный вопрос Народного референдума!

Naviny.by

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.