Учителя подали голос
Представители двух самых нужных профессий — учителя и врачи — в Беларуси зарабатывают одинаково немного. Протесты медиков набирают обороты, а вот педагоги до последнего хранили молчание.
Его прервал Белорусский профсоюз работников образования и науки, который адресовал в Совмин просьбу обратить внимание на проблемы с зарплатами и социальными гарантиями в отрасли.
— Я читала о врачах, которые набрались мужества… — говорит педагог одной из минских школ Наталья. — У нас обстоятельства не лучше.
Что это за обстоятельства, подробно написано в обращении в адрес Совета министров, которое было опубликовано на сайте Белорусского профсоюза работников образования и науки 26 декабря 2013 года. В нем говорится, что закон Беларуси «Об образовании» устанавливал ориентиры для отрасли: объем бюджетного финансирования в размере не менее 10% от ВВП (статья 53), достижение уровня среднемесячной зарплаты педагогов не ниже, чем в промышленности, а профессорско-преподавательского состава — как минимум в 1,5 раза выше (статья 52). Гарантии, касающиеся зарплат педагогов, фигурируют в законодательных актах в России и Украине.
Закон «Об образовании» утратил силу в 2011 году после принятия Кодекса об образовании. Но в нем перечисленных ориентиров нет, и это привело к ухудшению ситуации в образовании, отмечает профсоюз. Объем бюджетного финансирования снизился почти с 7% ВВП в 2004 году до 4,9% ВВП в 2012 г.
Соотношение уровня среднемесячной зарплаты в сфере образования и промышленности составило 68,6% в 2011 году, 65,6% в 2012 году и всего 60,1% за январь — октябрь 2013 года. С августа 2012 года образование прочно заняло предпоследнюю позицию среди других видов экономической деятельности по уровню начисленной зарплаты.
«Повышение заработной платы работникам образования покрыло инфляционные процессы текущего периода, а последствия девальвации 2011 года остались некомпенсированными. Повышение на 25% тарифных ставок педагогическим работникам фактически компенсировало рост педагогической нагрузки. За 10 месяцев 2013 года среднемесячная зарплата учителя увеличилась на 12,9%, а показатель средней педагогической нагрузки на учителя с 1 сентября 2013г. — на 12,2%. Зарплата учителей с высоким уровнем нагрузки даже снизилась».
Профсоюз отмечает, что увеличение тарифных ставок произошло в рамках текущего финансирования, однако без дополнительных бюджетных ассигнований качественно решить вопрос зарплаты педагогов не получится. «При всех трудностях в бюджетной политике это делать необходимо», следует вывод.
…Наталья — учитель высшей категории с 30-летним стажем работы. Со всеми возможными доплатами она получает всего 5,2 миллиона. А последнее повышение и вовсе прошло мимо нее.
— Повышали только тем, кто работает по контракту, а я на бессрочном трудовом договоре. Так что же, мне ничего не положено, я не учитель? В школе сказали, что это управление образования решает. Я вообще не знаю, будут ли мне доплачивать и сколько.
Наталья не единственная, кто остался недоволен результатами повышения тарифной ставки и педагогической нагрузки. Мы уже писали о впечатлениях учителей от реформы. В большинстве случаев в словах педагогов чувствовался тот же скепсис, что и в обращении профсоюза.
Кроме низкой зарплаты, в документе поставлена на вид еще одна проблема — выплаты по листам временной нетрудоспособности, урезанные постановлением Совмина №569.
«Потери работников очевидны. На 14-дневном листке нетрудоспособности низкооплачиваемые работники теряют более 190 тысяч рублей, а молодые специалисты-учителя на пособии по беременности и родам — более 9 миллионов рублей. В связи с этим ЦК отраслевого профсоюза просит ответить, планируется ли пересмотреть постановление №569 в целях недопущения снижения гарантий работникам отрасли?»
Документ подписан председателем Белорусского профессионального союза работников образования и науки Александром Бойко. Он объяснил, что лейтмотивом обращения нужно считать не просьбу повысить зарплаты, а наболевший вопрос по больничным.
— Сейчас пошли разговоры, что ситуация в экономике сложная, и в первом полугодии 2014 года повышения зарплат бюджетникам ожидать не следует. Мы люди с высшим образованием, понимаем, что по внешним долгам надо платить, поэтому в конце декабря не столько стоял вопрос по зарплате, сколько по «наездам» на социальные гарантии. Мы конкретно спросили, что будет с постановлением №569. Ответа пока не получили, но это принципиальный вопрос. Президент говорит о демографии, о поддержке молодых семей, а урезание выплат с такой политикой немножко не вяжется. У нас девичье-женская отрасль, и мы ждем ответа.
Наталья подтверждает, что изменения в оплате больничных ударили по учителям, но гораздо сильнее ее волнует вопрос распределения денег в школах.
— У нас система оплаты такая же запутанная, как у медиков, которые сейчас протестуют. Когда-то была простая схема: классное руководство, часы, проверка тетрадей. Сейчас у меня 5 классов, на проверку тетрадей каждого из них нужен минимум час. А мне могут оплатить только 2,3 часа из 5, остальное время работай даром. Зато в штате два человека, которые занимаются составлением расписания и графиком замен, хотя это работа завуча. И выплаты им идут из общего фонда.