TOP

Мясо на котлеты

Белорусское правительство закатало рукава и приготовилось к активной фазе окончательного превращения белорусской экономики в фарш с очень малым содержанием мяса.

Основу якобы мясного изделия № 2 (знатокам советского эроса знакома эта формулировка) составят соя, батон, усилители вкуса и другие имитаторы мяса.

Премьер-министр Михаил Мясникович, как профессиональный Бучер (butcher — с анг. мясник), уже в самом начале года декларировал, в какой унитаз он будет смывать белорусский добавленный продукт. 140 трлн. рублей на модернизацию около 3000 предприятий, десятки Br-триллионов на сельское хозяйство, которое должно обеспечить экспорт на 7 млрд. долларов, десятки Br-триллионов на строительство жилья, чтобы на 5 млн. кв.м хватило.

Так было год, два, десять и двадцать лет назад. Те же приоритеты, та же мотивация и те же «серые лица», которые совсем не внушают доверия обыкновенным людям, но пользуются полной поддержкой главы страны. При этом КГК, Следственный комитет, КГБ и МВД чуть ли не хором подтверждают самые худшие опасения.

В строительстве — мафия и кланы, но деньги из бюджета продолжают туда течь триллионами. В энергетике — коррупция и бесхозяйственность, но о ликвидации монополии государства власти даже не заикаются. В сельском хозяйстве разве только коровы и свиньи не занимаются воровством и приписками, но агробароны свои 4 млрд. долларов денег налогоплательщиков в бюджете 2014 г. себе выбили.

Деревообработку сам А. Лукашенко сравнил с инвестиционной клоакой, но очередные Br-триллионы наивных налогоплательщиков для превращения нашего леса в малопригодную щепу и дорогущие лесоматериалы направлены руками Бучера и его команды. По цементу глава страны признал, что лоббисты его обманули со спросом на белорусский цемент (на 10 млн. тонн), но о реструктуризации этого сектора не слышно, и фамилий цементных лоббистов мы тоже до сих пор не знаем.

В 2013 году чистая прибыль оценочно сократится на 40%. Объем убытков вырастет почти в 3 раза. Число убыточных предприятий составит около 800 субъектов. Госбанки, как могут, прячут плохие кредиты, чтобы, не дай бог, их не отлучили от бюджетной соски и от возможности проведения финансовых спекуляций за счет малого бизнеса и наивных домашних хозяйств. Министерства, исполкомы и остальные структуры Вертикали тужатся и делают хорошую мину при плохой игре. И пролазит. За такую работу А. Лукашенко хочет пересадить чиновников в новые «Джили», а среди бизнеса и простых людей всё больше тех, кто хочет их на колы пересадить.

Премьер из феодальной эпохи

От слов М. Мясниковича веет таким нафталином, что хочется себя ущипнуть и спросить: «В каком веке мы живем?».

«Мы должны значительно нарастить объемы экспорта и в определенной степени рационализировать импорт, для того чтобы обеспечить положительное сальдо». Последние 20 лет вся Вертикаль, распределяя ежегодно 25-30 млрд. долларов бюджетных денег и управляя активами ценой в 150 млрд. долларов, только тем и занималась, что стимулировала экспорт и рационализировала импорт. Тем самым распорядители чужого лишили потребителей и производителей лучших по цене и качеству альтернатив, но М. Мясникович продолжает перерабатывать «мясо» в соевые котлеты с усилителями вкуса для обмана потребителей, поклоняясь лживому богу в лице положительного сальдо торгового баланса.

Когда премьер страны по своим экономическим взглядам очень похож на шамана из феодального княжества XV века, когда не было самолетов, автомобилей, интернета, глобального финансового рынка и тысяч примеров ущербности и опасности торгового протекционизма, гражданам неплохо было бы задать вопрос: «Почему из года в год эти люди распоряжаются НАШИМИ деньгами и ресурсами?».

Для красного словца и укрепления имиджа мудрого руководителя М. Мясникович иногда говорит вполне правильные вещи: «Неэффективные предприятия и производства не должны жить за счет бесконечных бюджетных дотаций и хорошо работающих коллег». Так уже более 20 лет живут! Каждый год А. Лукашенко, М. Мясникович и другие уполномоченные критиковать официальные лица возмущаются потерями, убытками и неликвидами — и каждый год «хорошо работающие коллеги» остаются дойной коровой для промышленных лентяев, корпоративных слюнтяев и аграрных баев. Доколе? Не зря злые языки отвечают: «До Коли!».

В начале 2014 года дошло до того, что Мясникович, как во второй половине 1980-х, предложил создать «хозрасчетные структуры на базе строительных, транспортных, социальных и других подразделений, которые ведут эту непрофильную (по отношению к основному бизнесу) деятельность».

А приватизацию не пробовали? Зачем государству вообще заниматься этой деятельностью? Почему чиновники должны строить, шить, печь, стричь, возить или влезать в каждую стадию производства товаров и услуг? Только особо зазомбированные товарищи и фанаты пенсии Beatles «Back in the U.S.S.R» не видят убогих результатов такой деятельности белорусских распорядителей чужого за последние 20 лет.

Это каким же мудрым и быстрым руководителем надо быть, чтобы в январе 2014 г. ставить перед своими подчиненными задачу «передать все непрофильные активы местным органам власти»? Непрофильные — это когда Нацбанк занимается выращиванием коров, тракторный завод занимается стройкой, а «Коммунарка» оказывается транспортные услуги. Это нужно было сделать 20 лет назад.

Почему исполкомы должны взять под козырек и сделать это в I квартале именно этого года? У них денег на содержание этих активов явно нет, а Совмин им дополнительных дотаций не даст. Самое противное, что и продать эти непрофильные активы чиновникам не разрешают. Вот и догнивает народное добро. По правде говоря, ни национальным, ни местных органам власти нет до него дела.

Местные чиновники прекрасно понимают, кто в стране хозяин, и продолжают игнорировать премьера. В бюджете 2014 года на содержание аппарата Совмина выделено около 60,8 млрд. рублей, а Управление делами президента получило 1,32 трлн. рублей. Зачем чиновникам областных, городских и даже районных исполкомов слушать председателя маргинальной структуры, коей стал Совет министров?

Тотемный столб и племя вокруг

На заседании президиума Совета министров старейшина белорусской бюрократии и науки одновременно заявил, что государство в 2014 году будет стимулировать экспорт и модернизировать промышленность.

Эту песню мы уже слышим лет двадцать. Автор не меняется. Песня не меняется. Аранжировка — как на деревенской свадьбе. Традиционно исполняется под фанеру. Её заказчик один и тот же. Полный застой, заразный отстой — грозит нищетой. В этой прорве уже «похоронены» десятки миллиардов долларов. Но show must go on, потому что тот коллективный козёл (налогоплательщики), который за всё это платит, продолжает верить в светлое будущее белорусского госплана и инвестиционного гения связки «номенклатура + «красный» директорат».

И в этом номенклатурном балагане, судя по круговороту фамилий и должностей, всех всё устраивает. Лукашенко остается тотемным столбом, из которого произрастают и вокруг которого крутятся все ветви власти, бизнес, наука, социалка и всё то, что имеет мало-мальски приличных бюджет. От своей важности в центре племенного круга он потерял ориентиры в пространстве. Периодически Тотем делает взбучки, обвиняет племя во всех смертных грехах, открыто сокрушается по поводу бесхозяйственности, расхлябанности и коррупции.

Логика статуса Тотема требует периодических жертвоприношений. Они проводятся, но обойма кадрового резерва президента по-прежнему остается под крылом своего начальника. Увольнение, суд или тюрьма им грозит только тогда, когда этого захочет глава страны. А он пока не горит желанием избавиться от тех бучеров, которые ценное «мясо» белорусской экономики долго, нудно, но себе в радость и прибыль, превращают в соевые котлеты.

В свете длинных новогодних праздников родился анекдот. «Только вчера было 31 декабря, а сегодня уже 15 января». Не анекдот, а реальность белорусской системы госуправления звучит так: «Только вчера было 31 декабря 1994 года, а сегодня уже 15 января 2014 года». Что-то тут не так.

Ярослав РОМАНЧУК, Naviny.by

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.