Что-то не так
Все не так плохо, как кажется. Все гораздо хуже.Билл Пресс Что в стране происходит что-то не так, начинают понимать даже далекие от политики обыватели. И каждодневные новостные потоки лишь все больше убеждают людей в этой нехитрой истине. Потому что сегодня в Беларуси трудно найти общественную сферу, которая бы хорошо работала.
В последние дни в центре Минска снимался пропагандистский фильм «Авель» о событиях 19 декабря 2010 года. Однако массовке, изображавшей протестующих против власти людей на площади, запретили размахивать бел-чырвона-белыми флагами и кричать «Жыве Беларусь!». Но молчащая протестующая толпа — это выглядит как-то ненатурально, они же для правдоподобия должны произносить какие-то лозунги, речевки. И государственные пропагандисты придумали, как они считали, политически не очень опасный, безобидный слоган: «Что-то не так!». И, сами того не подозревая, попали в самую точку общественных настроений.
Что в стране происходит что-то не так, начинают понимать даже далекие от политики обыватели. И каждодневные новостные потоки лишь все больше убеждают людей в этой нехитрой истине. Потому что сегодня в Беларуси трудно найти общественную сферу, которая бы хорошо работала.
Вот, например, Конституционный суд отчитывается о своей деятельности за прошлый год. И выясняется, что за весь 2013 г. он не сделал ни одного заключения по поводу соответствия каких-то правовых актов Конституции Беларуси. Ибо не поступало соответствующих заявлений от уполномоченных на то государственных органов. Вдумайтесь в ситуацию: целый год Конституционный суд сидел без работы! А ведь правовых проблем в стране выше крыши. Например, ликвидация Высшего хозяйственного суда совершенно очевидно не соответствует Конституции Беларуси, что признали государственные чиновники. Но Конституционный суд молчит. Зачем нужен стране такой орган, имитирующий высшую законность? Действительно, что-то не так.
28 января президент провел совещание по вопросам развития потребкооперации. И ставит задачу вывести «Белкоопсоюз» «из финансовой ямы, в которой он находится». Ибо «пока в сфере производства «Белкоопсоюза» техническая, технологическая отсталость, а на некоторых предприятиях — дремучесть, неконкурентоспособность производимой продукции», — констатировал президент. Самое смешное, что чуть меньше года назад А. Лукашенко, выступая на отчетном собрании союза, утверждал нечто подобное. Как говорил покойный российский премьер Виктор Черномырдин, «никогда такого не было, и вот опять». Но если целая отрасль находится в финансовой яме и состоянии дремучести, то виноваты тут не руководители Белкоопсоюза, которые за 20 лет правления А. Лукашенко менялись много раз, а те, кто стоят на вершине государственной управленческой пирамиды.
31 января президент провел совещание о перспективах деревообрабатывающей отрасли. Краткое содержание предыдущих серий. В 2007 году указом президента была объявлена модернизации девяти деревообрабатывающих предприятий. Выделялись бюджетные деньги, раздавались льготные кредиты. Согласно плану, завершить реализацию проекта должны были к декабрю 2009 года. Только в 2012 г. А. Лукашенко обнаружил, что его решение не выполнено. Сроки прошли, однако деньги были потрачены впустую, модернизация сорвана. Убытки предприятий концерна «Беллесбумпром» за 2011 год выросли в 30 раз.
Видя такое безобразие, А. Лукашенко устроил разнос. Осенью 2012 года он посетил несколько деревообрабатывающих предприятий, снял с должности ряд директоров, а также председателя концерна «Беллесбумпром», подписал декрет, вводящий на деревообрабатывающих предприятиях «крепостное право», т. е. запрещающий увольняться работникам отрасли до завершения модернизации. Согласно новому распоряжению, эта самая злополучная модернизация должна была завершиться к 7 ноября 2013 г.
8 ноября прошлого года А. Лукашенко приехал на предприятие «Борисовдрев» посмотреть на результаты. Выяснилось, что из девяти заводов модернизацию завершили лишь на одном — «Ивацевичидрев». Президент устроил новый разнос, в очередной раз уволил председателя концерна «Беллесбумпром». И заявил: «Давайте договоримся так: максимум 10 декабря собираемся у меня по деревообработке». Чтобы подводить итоги модернизации. Причем, совещание должно было пройти в Витебске на предприятии «Витебскдрев», дабы на конкретном примере показать замечательные успехи белорусской экономики.
Но, увы, очередное совещание по деревообработке прошло 31 января в Минске. Ибо выяснилась просто феноменальное обстоятельство. Модернизация на «Витебскдрев» прошла столь успешно, что в цехах, куда собирались вести президента, возможно находиться только в респираторах, ибо уровень формальдегида в два раза превышает допустимую концентрацию, не работает вентиляционная система. То ли это простое головотяпство, то ли на кого-то готовилась химическая атака.
«Финита ля комедия» — говорят в таких случаях. Если бы и хотели придумать более красноречивый итог этого проекта, то вряд ли бы получилось. Фантазии бы не хватило. Жизнь оказалась богаче.
Но вернемся к совещанию. Оно напоминало скверный анекдот. А. Лукашенко поручил подготовить президентский декрет, который должен предусматривать новые сроки окончания модернизации — конец 2014 года. Для сравнения: иностранные инвесторы подобные проекты завершают за 1,5 — 2 года.
Декрет должен предусматривать выделение новых финансовых средств. На этот проект уже затрачено 1,3 млрд евро (напомню, страна живет за счет иностранных кредитов). Председатель концерна «Беллесбумпром» Ю. Назаров заявил, что недостаток у ключевых предприятий оборотного капитала составляет порядка 57 млн евро. Глава Нацбанка Н. Ермакова здраво рассудила: «Кредиты — это не спасение. Придут сроки их погашения, и они станут проблемными». Ведь даже льготная ставка кредита составляет 9% годовых, а рентабельность реализации на деревообрабатывающих предприятиях составляет от 0 до 0,7%. Придется все долги снова списывать.
И еще один любопытный штрих: на отдельных заводах в период проведения модернизации директора менялись четыре раза.
Но даже если модернизация каким-то чудом успешно завершится, то совсем не факт, что найдутся рынки сбыта за рубежом. Председатель Комитета госконтроля А. Якобсон, выступая на совещании, констатировал, что выпуск продукции на деревообрабатывающих предприятиях происходит без предварительного анализа спроса на нее на внешних рынках! Вот те раз, тогда зачем весь огород городить?
От отчаяния А. Лукашенко пригрозил уголовной ответственностью за нарушения очередных сроков реализации всем — от премьер-министра, губернаторов до руководителей предприятий.
«Снимите шляпы, обнажите головы», — говорил по похожему поводу незабвенный Остап Бендер. В знак траура по почившей в бозе белорусской модернизации.
В разгар горбачевской перестройки известный кинорежиссер Станислав Говорухин выпустил публицистический фильм под красноречивым названием: «Так жить нельзя!». И оно в точности воспроизводило умонастроения той эпохи.
Слоган «Что-то не так!» не случайно в короткое время взорвал социальные сети. Он попал в яблочко, в фокус мироощущений среднего белоруса, затронул самый больной нерв нашего социума. За что особая благодарность государственным идеологам, все-таки иногда не зря они получают свои немалые зарплаты.
Валерий КАРБАЛЕВИЧ
Читайте также: