TOP

Домрачева в роли МИДа

Феерические олимпийские победы Дарьи Домрачевой и Аллы Цупер произошли в критически важный для Беларуси исторический момент. Как сказала Светлана Алексиевич, «время здесь остановилось». На фоне экономической, политической и психологической безнадеги, когда гниение социального организма зашло очень далеко, эти победы стали, словно лучом света в темном царстве. Оказывается, еще есть порох в пороховницах, не все еще сгнило.

Спортивные зрелища с давних времен, еще с античности, кроме демонстрации физических возможностей людей, выполняли и другие важные общественные функции. Если говорить о политической стороне этого явления, то они снимали накопленное социальное напряжение, создавали эффект толпы, которой, как известно, гораздо легче управлять, чем отдельными индивидами. Чем всегда успешно пользовались талантливые политические манипуляторы. Лозунг римской черни «Panem et circenses!» («Хлеба и зрелищ!») на века стал путеводным ориентиром для политиков-популистов. Причем, зрелища часто заменяли хлеб.

Для нашей страны сегодня спортивные успехи имеют особое значение. Ибо Беларусь — это государство с плохой репутацией, находящееся в статусе международного изгоя. Страна с большим комплексом национальной неполноценности, который политическое руководство пытается компенсировать эпатажным поведением. Ей нечем гордиться, со всех сторон сыплются упреки, претензии, санкции. И на этом неблагоприятном международном ландшафте спортивные победы — это едва ли не единственный способ реабилитироваться, создать позитивный образ. Это, если хотите, форма легитимации нации в мире. И не случайно, Александр Лукашенко заявил после завоевания Д. Домрачевой первой золотой медали: «Макей, МИД, могут уходить в отставку! Вся Россия, немцы, французы: Беларусь, Домрачева! Спасибо! За победу!» В этом есть сермяжная правда. В плане создания позитивного образа Беларуси олимпийские успехи более эффективны, чем деятельность МИДа. Но от этого еще более грустно.

Этот спортивный триумф не менее важен и для внутреннего политического потребления. Народ — в депрессивном состоянии. Все ждут девальвации, люди недовольны низкими зарплатами. Не успевает А. Лукашенко среагировать на один экономический криз, как тут же следует другой. Вот в прошлую пятницу президент проводил совещание по поводу провала широко разрекламированного проекта китайско-белорусского индустриального парка. Из выступления там главы государства следует, что «процесс его создания… не идет никак».

На этом фоне олимпийские победы белорусских спортсменов несут важную идеологическую нагрузку. Впервые за долгое время у страны появился хоть какой-то успех. Он отвлекает население от грустной действительности, переключает его внимание на другую реальность. Тем более, что в Беларуси, в отличие от западных стран, спорт, как впрочем, и все другие сферы, находится под полным контролем государства. Поэтому успехи легко связать с мудрой государственной политикой.

В этом плане наша страна имеет еще одну важную особенность. Беларусь — это общество с недосформированной национальной самоидентификацией. Процесс осознания себя нацией не закончен. Вот не далее как в январе А. Лукашенко во время вручение государственных премий «За духовное возрождение» в очередной раз озаботился этой темой. Он заявил: «Пришло время выделить то, что станет объединяющей всех граждан белорусской идеей, в которую поверят все — от академика до крестьянина». Политическое руководство находится в поисках интегрирующих понятий и символов, способных объединить население в социум, преодолеть его раскол. Отвергнув этнокультурный национализм, оно стихийным образом формирует нацию потребителей. Но фон для этого теперь не самый благоприятный. В условиях сложных экономических проблем идея потребительства работает плохо, лозунг «купляйце беларускае» не вдохновляет. Равно как и идея стабильности, на глазах у обывателя превратившаяся в синоним застоя.

В связи с этим олимпийские медали, как и образы спортсменов-триумфаторов обрастают новым смыслом. Власти предпринимают настойчивые попытки одеть белорусский национализм в спортивную форму. Появился соблазн придать потребительскому национализму спортивный характер. И триумф Д. Домрачевой и А. Цупер вроде бы предоставляют для этого благоприятную возможность.

Но есть одна проблема. Раскол белорусского общества настолько глубокий, что те факторы, которые в других странах служат консолидации общества, в Беларуси, наоборот, углубляют его раскол. Во всех нормальных государствах спортивные победы объединяют народ, становятся предметом национальной гордости. В Беларуси все наоборот. Здесь спорт, особенно с учетом особого внимания А. Лукашенко к этой сфере, стал дополнительным фактором раскола. Посмотрите, какие страсти бушуют в социальных сетях по поводу предстоящего чемпионата мира по хоккею в Минске.

Понятное дело, что А. Лукашенко старается по-полному использовать олимпийский триумф Дарьи Домрачевой и Аллы Цупер, взимать максимальную пиаровскую ренту с этого капитала. Не впервой белорусский лидер стремится стать соучастником чужой победы, покупаться в лучах чужой славы, примерить чужой лавровый венок. «Мы победили!» — все время повторяет он, говоря о победе СССР во второй мировой войне.

Вот и теперь, когда смотришь телекартинки по поводу празднования первой золотой медали Д. Домрачевой в сочинской резиденции А. Лукашенко, то не совсем понятно, кто же на самом деле выиграл титул олимпийского чемпиона: то ли Даша, то ли Александр Григорьевич? Вы помните, как перед стартом президент инструктировал будущую победительницу Олимпиады, давал установку: «Спокойно выходи и стреляй. Не суетитесь, это ж первая гонка. Главное — не суетиться. Если хотите, я могу там, где вот скажут, стать на рубеже. Флагом буду размахивать. Хотите, буду бегать где-то там туда-сюда через всю трассу». И теперь все понимают, что без этих ценных указаний, особенно вдохновляющей готовности размахивать флагом, Д. Домрачева никогда бы не победила. А после победы А. Лукашенко снова причастился к этому триумфу. «Вот это — первый золоченый знак президента Национального Олимпийского комитета. №1. Я рад тебе вручить!» — сказал президент и поцеловал Дарью. Если кто забыл, то спешу напомнить, что президентом Национального Олимпийского комитета является глава государства.

Собственно, ничего нового. Российский Президент В. Путин тоже максимально использовал Олимпийские игры в Сочи для демонстрации величия «новой России». И не важно, что зимняя Олимпиада в тропиках стала поистине золотой, самой дорогой в истории игр. Какие могут быть счеты, когда на кону политический престиж. Посмотрим, как этот передовой опыт ближайшего союзника будет внедрен в ходе проведения чемпионата мира по хоккею в Минске.

А Дарью Домрачеву и Аллу Цупер хочется искренне поздравить. Они пребывают на седьмом небе и далеки от всех этих политико-спортивных страстей.

Валерий КАРБАЛЕВИЧ

Читайте также:

Дилеммы наступившего года

Духовность в стране хоккея

Синдром мегаломании

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.