Страшно…
На фоне событий в Киеве очень тревожным выглядит решение принять у нас, в Беларуси, закон о военном положении в новой редакции.
Проект за подписью Лукашенко уже поступил в «палату представителей».
Разночтения с существующей редакцией бросаются в глаза буквально после прочтения первой статьи законопроекта — с самого определения, что же такое военная угроза? Поскольку именно она, а не только объявление войны Республике Беларусь, является основанием для введения военного положения.
Как говорится, почувствуйте разницу!
Было: военная угроза Республике Беларусь — действия другого государства (других государств), экстремистских, религиозных, сепаратистских движений, организаций, расположенных на территории другого государства (других государств), указывающие на реальное намерение применить вооруженную силу против суверенитета, независимости и территориальной целостности Республики Беларусь.
Будет: военная угроза — действия другого государства (других государств), экстремистских, религиозных, сепаратистских движений, организаций, расположенных на территории другого государства (других государств), направленные на инициирование в Республике Беларусь массовых беспорядков, сопровождающихся применением вооруженной силы, либо указывающие на реальное намерение применить вооруженную силу против независимости, территориальной целостности, суверенитета и конституционного строя Республики Беларусь.
Режим въезда-выезда.
Было: установление ограничений на свободу передвижения по территории Республики Беларусь, а также введение особого режима въезда на территорию Республики Беларусь и выезда с нее, включая установление ограничений на въезд на территорию Республики Беларусь и пребывание на ней иностранных граждан и лиц без гражданства.
Будет: установление особого порядка функционирования пунктов пропуска через Государственную границу Республики Беларусь и введение особого порядка пропуска через Государственную границу Республики Беларусь физических лиц, транспортных средств и товаров;
Таким образом, запрет на въезд и выезд по новому закону может касаться не только иностранцев.
Деньги-банки.
Было: введение ограничений не предусматривалось.
Будет: ограничение или приостановление банковских операций и иной деятельности, осуществляемой банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями.
Деятельность СМИ:
Было: ограничение свободы печати и других средств массовой информации путем введения предварительной цензуры с указанием условий и порядка ее осуществления, а также временное изъятие или арест печатной продукции, радиопередающих, звукоусиливающих технических средств, множительной техники, введение военной цензуры за почтовыми отправлениями и сообщениями, контроля за телефонными переговорами, создание органов цензуры, непосредственно занимающихся указанными вопросами, установление особого порядка аккредитации журналистов.
Будет: В период военного положения запрещается работа средств массовой информации, за исключением указанных в перечне, определяемом Министерством информации Республики Беларусь.
Помимо этого, в старом законе были статьи, которые обязывали белорусские власти в трехдневный срок с момента введения военного положения информировать Генерального секретаря Организации Объединенных Наций о временных ограничениях (приостановлении) прав и свобод граждан и о причинах принятия такого решения. Теперь это положение из проекта новой редакции закона исчезло.
Зато появилась новая статья — «Применение оружия, боевой и специальной техники, специальных средств, а также физической силы при обеспечении режима военного положения». В соответствии с ней, «военнослужащие и сотрудники военизированных организаций, привлекаемые для обеспечения режима военного положения, не несут ответственности за вред, причиненный в связи с применением физической силы, специальных средств, боевой и специальной техники, применением (использованием) оружия в предусмотренных настоящим Законом и иными законодательными актами случаях, если:
— ими не превышены пределы необходимой обороны или меры, необходимые для задержания лица, совершившего преступление;
— он действовал во исполнение обязательного для него приказа или распоряжения, отданного в установленном порядке, за исключением совершения им умышленного преступления по заведомо преступному приказу или распоряжению;
— он действовал в условиях обоснованного профессионального риска или крайней необходимости».
Таким образом, в Беларуси готовится к принятию предельно репрессивный закон, поскольку акции протеста легко назвать массовыми беспорядками и еще легче найти в них «иностранный след». Собственно, именно это сделали белорусские власти после акции протеста в день последних президентских выборов. Вот только после принятия нового закона в случае необходимости они смогут пойти дальше — ввести в стране военное положение со всеми вытекающими последствиями.
Светлана КАЛИНКИНА, «Народная воля»