Отклонился от «генеральной линии» — готовься остаться без работы
Если ты отклоняешься от «генеральной линии», не приемлешь политику «партии» — готовься остаться без работы. Правозащитник, член Белорусского Хельсинкского комитета из Солигорска Владимир Шило из тех, кто не мирится с привычным для многих произволом. А потому долго на одной работе не задерживается.
С 11 марта он уже не работает в «Солигорскпроекте».
Обострение взаимоотношений с руководством «вертикали» и своим начальством началось после очередного визита в горисполком 26 февраля. Активист опять поставил острые вопросы — в частности, о невыплате зарплаты в городе, в том числе и на своем предприятии.
— Еще в сентябре прошлого года чиновники давили на мое руководство: мол, увольте Шило! Но ситуация утряслась, со мной продлили трудовой контракт на год. Правда, с условием: сиди тихо, не высовывайся, иначе увольнения не избежать…
Ну а я пошел к начальству своих начальников… Тогда, в конце зимы, уже Майдан в Украине победил. Я прямо в глаза так и сказал тогда: никто так яростно не «заводит» солигорчан, как сама же местная власть.
Почему так думаю? Смотрите: в «Солигорскпроекте» уже два года «зарплатные» проблемы. Часть коллектива имеет заказы и получает зарплату, вторая часть сидит без первого и, соответственно, второго. В итоге — почти как на Украине: имеем своего рода «сепаратистские» настроения… Ну кому нравится, что в городе шахтеров с их зарплатой у нас в среднем получают порядка двух миллионов? Меня эта ситуация не устраивает. Но рынок труда таков, что к 51-летнему мужчине относятся настороженно, найти работу уже трудно…
Предприятие существует за бюджетные деньги, пошли перебои с выплатами. Я неоднократно обращался к руководству проектировщиков: давайте решать проблему. Однако никто не хотел брать на себя ответственность: например, обращаться к министру экономики, финансов — мол, решайте проблему государственного предприятия! Что в этом страшного? «Майданного»? По моим представлениям, «майданить» — это как раз тихонечко сидеть, не рыпаться и ждать, когда людей в конце концов «прорвет»…
На той встрече об этом и сказал, правда, попросил не делать стрелочника из своего директора.
Но в тот же день его вызвали на ковер… После чего я и услышал: больше ты у нас не работаешь!
— Вас уволили?
— Нет. Потребовали писать заявление по собственному желанию. Я отказался. Тогда со следующего дня включили другой механизм: в один момент стал «предателем» для всего коллектива, потому что осмелился публично поставить вопрос о выплате зарплаты…
Я продержался всего три дня и уволился. По соглашению сторон…
— Почему вас понадобилось увольнять, ума никак не приложу?
— Я активный человек: пытаюсь проводить массовые акции, бороться за права солигорчан. Ведь меня в 2010 году уже увольняли с предприятия «Водоканал», после того как проработал там три дня. Со мной расторгли трудовой контракт в одностороннем порядке буквально за час. А все потому, что пошел на местные выборы.
— Новую работу пробовали найти?
— Пока не пытался. Прошлую неделю наблюдал за выборами. Сейчас очень трудно найти наблюдателей: легко потерять работу.
И вот стою перед выбором: либо открывать частный бизнес, либо уходить на черный (серый) рынок труда. В Солигорске мне не дадут нормально трудоустроиться. Пример Александра Цесуры стоит перед глазами: он таксовал, к директору фирмы приходили люди из «вертикали» с требованием уволить активиста. И уволили. В Солигорске 100 тысяч жителей, здесь найти работу без одобрения «вертикали» невозможно.
— Будете искать?
— Еще месяц назад был вариант ехать на подработку в Москву: там хороший знакомый.
Но теперь, после крымских событий… И другим не советую работать в России. В общем, нескладуха, но обещаю: с голоду не умру (смеется).
Владимир ЖУРАВОК