Снопков объяснил, почему подорожало мясо
Во время прямой линии газеты «Рэспубліка» министр экономики поведал, откуда берут деньги на повышение зарплаты работникам МТЗ, обвалится ли рубль после ЧМ и как живет в Литве его мама.
«Вы же не видите те трактора, которые продаются»
— Здравствуйте, Николай Геннадьевич! Живу в районе тракторного завода, часто проезжаю мимо предприятия и вижу тракторы, которые уже даже не на складе находятся, а прямо на стоянке у проходной… Возникают сомнения по поводу того, что наша тракторная продукция успешно реализуется. А если склады завалены, то за счет чего растет зарплата у работников?
— Ну, вы же, наверное, видите только часть тракторов? Вы же не видите ту, что продается, — заявил Николай Снопков. — Если бы не продавалось совсем ничего, зарплату было бы не из чего платить. Поэтому складские запасы при таких огромных производствах — а тракторов мы производим около 60 тысяч в год — это совершенно естественно.
С учетом существующих проблем на внешних рынках наши предприятия достойно проходят стресс-тестирование — это и ухудшение внешнеэкономической ситуации, и изменение конъюнктуры, и проблемы экономического роста и, соответственно, инвестиционных возможностей основных наших торговых партнеров. Но на этом неблагоприятном фоне наши предприятия достойно выглядят.
Продажи идут, пусть не так, как в предыдущие пятилетки, когда был достаточно высокий спрос. Но заводы работают и выплачивают заработную плату, которую, между прочим, можно выплачивать не только за счет роста продаж, но и за счет снижения затрат.
— А еще все боятся, что после ЧМ-2014 наш рубль обвалится…
— Зачем мы, белорусы, себя все время чем-то пугаем и забиваем голову разными страшилками? Мы провели прекрасный чемпионат, а нас мучают такие вопросы. Это неправильно.
Ведь в этом году мы видим яркий пример того, как обеспечивать относительно приемлемый рост, осуществлять сбалансированную внешнеэкономическую деятельность, привлекать иностранные инвестиции в параметрах прогноза. Фундаментальные факторы развития говорят о том, что все нормально.
«Такого роста цен на мясо нет»
— Добрый день! Олег из Минска. Минэкономики недавно цены на мясо «освободило» и больше их не регулирует, и мясо вдруг резко подорожало. Хотел бы узнать, что вообще происходит?
— Не потому, что мы отпустили цены, произошло их повышение. Вы, наверное, знаете ситуацию по прошлому году по заболеваниям АЧС, знаете, что поголовье свиней в сельхозорганизациях сократилось на 20 %, а у населения — почти на 50 %. Безусловно, за такой короткий период восполнить это поголовье нельзя.
На данный момент на рынке, действительно, есть некоторый дефицит свинины, и цены на нее растут. Но, как показывает жизнь, если мяса на рынке мало, его заменителем выступает курятина. Но сегодня мы имеем другую проблему: поднялись цены на курятину на российском рынке, и производителям стало гораздо более выгодно отправлять мясо птицы именно туда.
Чтобы насытить местный рынок, компенсируя недостаток свинины, мы и подняли с 21 мая на 10 % цены на мясо птицы. Теперь производителям станет выгодно направлять продукцию на внутренний рынок.
Цены на мясо Минэкономики по-прежнему регулирует, только не через установление отпускной цены, а через торговые надбавки.
— А не планируете ли вы ввести временные меры, чтобы переждать, пока поголовье свиней восстановится? Чтобы не было такого резкого, почти в два раза, подорожания…
— Ну, допустим, такого роста цен на мясо нет. Скорее всего, вы говорите о ценах, которые видели на рынках, но там мы цены не регулируем вообще, мы регулируем цены в магазинах.
— Например, в той же «Короне» мясо уже лежит по Br 120 тыс., и его явно недостаточно…
— Мы ежедневно отслеживаем ситуацию. И, если будет необходимость снять этот ажиотаж, вполне возможно, что на какие-то меры придется и пойти. В соответствии с законодательством мы имеем право вводить на 90 дней некоторые формы регулирования цен.
«У меня мама живет в Литве»
— Николай Геннадьевич, здравствуйте! Может, поясните: белорусы часто ездят за покупками в соседние страны, почему в той же Польше, Литве вещи гораздо дешевле? Почему цены отличаются в разы?
— В разы — это вряд ли. У меня мама живет в Литве. Единственное, на что цены серьезно отличаются там и в Беларуси, так это на услуги ЖКХ. В Литве они, действительно, в разы дороже. Я бы не говорил, что все остальное отличается именно в разы: это касается и продовольствия, и потребительских товаров.
Есть товары, которые дешевле у нас, есть те, которые дороже. Например, телевизоры. В Евросоюзе — единый рынок. Соответственно, между странами нет никаких дополнительных обременений в виде таможенных пошлин. Но если товар из Европы едет к нам, то поставщик уже платит таможенную пошлину и ввозной НДС. Это повышает цену товара почти на 40 %. Это я вам объясняю логику ценообразования на те товары, которые стоят дороже у нас. Но есть и товары дешевле. Вы же знаете, мы строим свой Таможенный союз, мы сами производим и получаем продукцию из России и Казахстана без таможенных пошлин.
В каждой стране свои условия торговли, ценообразования… Мы живем в наших условиях. У нас такие цены, они не могут быть одинаковыми с Литвой или с Польшей. Даже с Россией не могут быть одинаковыми. Например, цены на продовольствие у нас на 12—60 % ниже, чем в России, по разным позициям.
«Это вполне реально — получить на руки документ, подтверждающий приобретение товара»
— Николай Геннадьевич! Вероника Гусева из Минска. Как может отразиться недавно подписанный Президентом Указ № 222 на деятельности ИП? Многие предприниматели грозятся, что прекратят работу и тогда нам придется покупать вещи втридорога.
— Я думаю, этот указ, наоборот, будет являться стимулирующим для развития торговли на локальных рынках. Подчеркну: именно на локальных рынках. В основном это будет чувствительно не для Минска и даже не для областных центров, а для райцентров. Там обычно выделяют места для ИП, куда они приезжают с палатками по выходным. Я, когда работал и жил в райцентре, сам регулярно посещал такие рынки. Почему итогом указа все-таки будет развитие торговли? Потому что в соответствии с документом ИП получили право нанимать не более 3 наемных лиц независимо от родственных связей. Предприниматели этого добивались, и эта норма позволит им и себя немного разгрузить, и даст возможность больше общаться с семьей. И, соответственно, позволит увеличить объемы продаж. Объем реализации, безусловно, повлияет на цену: чем больше оборот, тем с меньшей надбавки можно жить. Это правильно, это логично. Так что, думаю, эти меры повлияют исключительно на снижение цен и на увеличение доходов ИП.
Что касается наличия у ИП сертификатов на продажу продукции легпрома, то это просто технический элемент. Может, это достаточно сложно будет воплотить в жизнь с точки зрения работы с московскими оптовыми рынками, хотя я не думаю, что будут серьезные проблемы. Мы изучали ситуацию, и это вполне реально — получить на руки документ, подтверждающий приобретение товара.
А покупатель, даже с точки зрения защиты потребительских прав, должен понимать, откуда привезен товар, кем он произведен. Ведь это естественно — понимать, что ты покупаешь. Вы же сметану, например, выбираете по изготовителю? И я тоже. И сметану, и джинсы. Нормальное требование любого потребителя — знать происхождение товара. Соответственно, такой антагонизм, который возник в СМИ и у ИП по поводу этого документа, мне не совсем понятен как гражданину, как министру и как потребителю.
Так что резюмирую: результатом будет увеличение товарооборота, поскольку разрешение нанимать трех человек, если положить его на чашу весов, стоит гораздо больше, чем обязанность с 1 июля иметь документы, подтверждающие приобретение товара.