Вырваться из колеи
Украина, вместе с Молдовой и Грузией, подписала соглашение об ассоциации с ЕС. Это событие знаменательно вдвойне. Если бы бывший украинский президент В. Янукович подписал этот документ, как и планировалось, на Вильнюсском саммите программы ЕС «Восточное партнерство» в ноябре прошлого года, то не было бы ни Майдана, ни революции, ни захвата Россией Крыма, ни гражданской войны на востоке страны.
И вот теперь это все же произошло. Конечно, в практическом плане подписание Украиной соглашения об ассоциации с ЕС не приведет к быстрым результатам. Для его реализации понадобятся годы.
Тем не менее, это — историческое событие не только для Украины, но и для всего региона Восточной Европы. Его символичность и знаковость видится в том, что у наших южных соседей происходит смена геополитической матрицы. Украина пытается разорвать зависимость от траектории предшествующего развития, установить верстовые столбы истории в другую сторону. Она делает цивилизационный выбор, отцепляется от РФ и связанного с ней исторического наследия и берет курс на интеграцию с Европой.
Причем этот выбор помогла сделать Россия. После того, что натворила Москва в Крыму и юго-востоке Украины, для большинства украинцев РФ — главный враг. У украинского народа и государства теперь просто нет иного выбора, нет пути назад. Его отрезала Россия. Логикой политического процесса она вынуждена двигаться на запад, интегрироваться в евроатлантические структуры. Перед лицом российской агрессии это единственный путь выживания.
Важно обратить внимание, что это выбор не только украинской элиты, но и народа. Тезис о необходимости интеграции в Европу, подписании соглашения об ассоциации с ЕС был одним из главных пунктов предвыборной программы Петра Порошенко. И он получил 55% голосов уже в первом туре президентских выборов.
Разворот Украины в сторону ЕС, социально-экономические и политические реформы, переход на европейские стандарты потребуют от украинского народа немалых жертв, продолжительного времени. Но у нации появилась надежда, мечта, путеводная звезда. Стремление стать частью европейской цивилизации придает этим неизбежным жертвам высокий смысл.
Россия же продолжает предпринимать титанические усилия, чтобы не допустить этот поворот Украины в сторону Европы. РФ активно поддерживает сепаратистов Донецкой и Луганской областей, всячески помогает им. Там воюют российские граждане, добровольцев набирают на территории РФ. Россия помогает сепаратистам оружием. Последние уже имеют танки, артиллерию, зенитные комплексы, которыми сбивают украинские самолеты и вертолеты.
Москва взяла курс на экономическое удушение Украины. Прекращены поставки туда российского газа.
Россия готова дать жесткий ответ на подписание Украиной соглашения об ассоциации с ЕС. Она планировала с помощью Беларуси и Казахстана принять решение в рамках Евразийского экономического союза о повышении ставок ввозных таможенных пошлин по ряду украинских товаров. Однако Минск и Астана воспротивились. Беларусь не хочет портить отношения с Украиной, ибо торговля с ней очень выгодная.
Поэтому России пока придется вести экономическую войну с Украиной в одиночку. Что она уже и делает. Появилось сообщение, что на границе Беларуси и РФ в Гомельской области с российской стороны восстановили контрольно-пропускные пункты, где наряды пограничников проверяют поток транспорта, не пропускают машины с украинскими товарами.
Украинский кризис в некотором смысле стал моментом истины для белорусского социума, если хотите — тестом на цивилизационную принадлежность, ответом на вопрос, где находится Беларусь: в Европе или нет?
Известно, что белорусское общество глубоко расколото по фундаментальным базовым ценностям. Цивилизационный разлом проходит внутри белорусского общества. Украинский кризис углубил этот раскол. Вопрос о пропорциях, о том, куда склоняется большинство.
Известный социолог профессор Андрей Вардомацкий на основании социологических исследований делает фундаментальный вывод: «Белорусы «развернулись» от Европы к России». И поясняет: «Во-первых, выяснилось, что влияние событий в Украине на жизнь белорусов настолько велико, что они формируют их взгляды на широкий круг вопросов, а не только на украинское, в том числе определяют и геополитические ориентиры, и уровень экономического самочувствия. Во-вторых, в мнениях белорусского общества однозначно преобладает российская концепция». Например, 66% белорусов поддержали российскую аннексию Крыма, и только 15% считают такие действия России незаконными.
Разумеется, сильное влияние оказала массированная пропаганда на российских телеканалах. Но, как известно, любая пропаганда действует только на ту часть населения, которая находится в одном с ней мифологическом поле. Украинский кризис вытащил на поверхность глубинные ментальные ценностные архетипы белорусского социума.
Таким образом, для Беларуси подписание Украиной этого соглашения об ассоциации с ЕС означает, что отныне наши страны движутся в противоположные стороны, ориентированы на разные геополитические полюса, сделали различный цивилизационный выбор. Беларусь попадает во все большую зависимость от России.
В этом смысле очень показательна история с российским кредитом. 27 июня Беларусь получила $2 млрд бридж-кредита от российского банка ВТБ. Это очень невыгодный заем, т. к. деньги даются на короткий срок под высокий процент.
Для того чтобы получить обещанный Россией государственный кредит в размере $2 млрд, требуется корректировка закона о бюджете РФ. А это возможно только во второй половине года. В реальности эти деньги могут прийти только в августе — сентябре. И из них будет возвращен кредит банку ВТБ.
Примечательно, что еще 30 мая речь шла только об $1 миллиарде. Но белорусские власти в короткое время уговорили банк ВТБ удвоить сумму кредита. Из этого можно сделать вывод, что ситуация на валютном рынке очень плохая, поэтому белорусское государственное руководство не может ждать даже два месяца, дополнительный миллиард долларов понадобился срочно. Даже и на очень невыгодных условиях.
Важно обратить внимание еще на один момент. Перед новым годом тот же банк ВТБ выделил Беларуси бридж-кредит в размере $440 млн. В сумме получается почти $2,5 млрд. И если российский государственный кредит, как предусмотрено, составит только $2 млрд, то Беларуси придется в срочном порядке искать где-то $440 млн, чтобы вернуть долг ВТБ. Либо расплачиваться собственностью.
Сейчас большинство белорусов радуется белорусской стабильности и сочувствует украинцам, оказавшимся в ситуации хаоса и гражданской войны. На самом деле мы свалились в прежнюю историческую колею, убедительно продемонстрировавшую всю свою ущербность, даже толком не попытавшись вырваться из нее. В отличие от украинцев, у нас нет никакого света в конце тоннеля.
Валерий КАРБАЛЕВИЧ
Читайте также: