TOP

Елена Анисим: «Если мы сумеем удержать свою страну, отстоять ее суверенитет, значит, все остальное мы сделаем тоже»

Потенциальный кандидат в президенты, телеведущая ОНТ рассказывает о проблемах оппозиции и власти, об объединении общества и о том, как переговорить Александра Лукашенко.

— Чья это инициатива — предложить вас в качестве единого кандидата на пост президента от оппозиции? Вашим мнением поинтересовались?

— Сначала с такой инициативой выступила группа граждан. Понятно, что со мной люди поговорили перед тем, как озвучить свое предложение, его поддержали представители интеллигенции. Уточню: все эти разговоры начались после публикации в «Народной Воле» статьи «Как и 500 лет назад, Беларусь стоит перед историческим вызовом. Как ответим?». Там было озвучено предложение создать оргкомитет всебелорусского конгресса «За независимость». Ведь сегодня это чрезвычайно актуальный вопрос, если помнить, что делается в мире. В той же статье очерчен круг вопросов, которые могли бы быть вынесены на этот конгресс.

Понимаете, сегодня у нас сложилась тупиковая ситуация: с одной стороны — есть власть, с другой — оппозиция, а с третьей — все остальное общество. Переговоры власти и оппозиции ни к чему не приводят, наладить диалог невозможно. А двигаться надо, вызовы идут… И остается общество само по себе. Активная часть общества чувствует ответственность за судьбу Беларуси, но не может себя обозначить. И поэтому инициатива по созыву конгресса «За независимость» имеет цель консолидировать общество на почве независимости Беларуси.

— Таким образом, вы претендент на «единого» от этой активной, но неангажированной в политику части общества?

— Да. На одном из наших заседаний прозвучало предложение о моем выдвижении, я довольно скептически восприняла такую возможность. Но когда это начало звучать от разных людей и в разных ситуациях, я вынуждена была прислушаться. Работая в общественном секторе довольно давно, я не могу обмануть людей. И если люди верят, то я должна сделать все, что могу и умею, чтобы достичь целей, на которые мы все рассчитываем.

— Как эти инициаторы аргументировали свой выбор?

— Аргументы были разные: что я человек достаточно известный в гражданском обществе, что я не в оппозиции. Это означает, что я, как и большинство граждан, работаю в официальной сфере. Все заботы, которые есть у каждого из нас, мне близки.

Почему я говорю о тупиковости в отношениях оппозиции и государственных органов власти? Они находятся по разные стороны баррикады и ее не переступают. Оппозиция вынуждена выживать, как может, как правило, оппозиционные активисты не имеют официального места работы. А человек, так сказать, официальный, который работает в Беларуси, в данной ситуации более привлекателен. Знаете, как и большинство граждан, я не езжу на шоппинг за границу — я патриот и люблю белорусское. Не до такой степени, чтобы за него переплачивать в три раза, но я люблю качественные белорусские товары.

— Вы работаете в государственном Институте языка и литературы, ведущей на государственном телеканале — не боитесь, что будут проблемы на работе, что программу из-за вашего намерения участвовать в выборах закроют? Ведь это уже политика!

— Закрыть программу могут и так: в виду нефинансирования, изменения приоритетов, просто потому, что программа якобы исчерпала себя, или потому, что она трансформируется в некую другую программу, где мне нет места. Поэтому про этот страх говорить не будем. Что касается моей официальной работы, то я не делаю ничего противозаконного! Каждый гражданин по закону может выдвигаться, может избираться, может быть выбран.

Когда мне говорят о страхе, я шучу: «Вот вы боитесь, а меня за это наградят, так как я работаю на Родину!»

— А сомнений, что это «не женское дело, чего я туда полезу», не было?

— И такие мысли приходят в голову: «Зачем мне это нужно?» Но я воспитана в таком духе, что если ты можешь что-то сделать и люди верят, что ты можешь это сделать, то иди и делай. Как бы ты ни сомневался, иди и делай, ведь люди тебя поддерживают. И для меня было чудом, что люди меня поддерживают. Поэтому повторю: я представляю ту часть общества, которая критически мыслит, которая неравнодушно относится к тому, что происходит в Беларуси, которая хочет любой ценой сохранить нашу страну как суверенное государство. К своей цели они готовы идти путем переговоров и консолидации. На это мы и рассчитываем.

— Вы ввязываетесь в политическую борьбу. Готовы ли вести ее по всем правилам с использованием всех грязных политтехнологий?

— Есть такой стереотип, что политика — грязное дело. Как женщина, я люблю чистоту, и мне хочется в эти политические игры привнести чистоту. А она возможна там, где есть правда. Когда говорится правда, когда люди умеют между собой договариваться, политика перестает быть страшилкой и становится просто частью жизни. От политики никуда не деться!

Молодому человеку исполняется 18 лет, и он должен идти и делать политический выбор: голосовать за того или иного человека, избирать кого-то, он должен себя проявлять как гражданин. Поэтому политическая часть жизни — это часть общественной жизни. И задача общества в том, чтобы готовить лидеров, видеть их и выдвигать.

— Вы верите, что профессиональные политики от оппозиции так просто возьмут и уступят место «единого», лидера оппозиции, человеку извне, не из их круга?

— Я верю, что люди лучше, чем они сами о себе думают. Я уважаю всех тех, кто в свое время вынужден был уйти в оппозицию: они руководствовались благими идеями, заботой о Беларуси. Я не думаю, что у нас будут большие конфликты. Сегодня самое важное — страна. Если мы сумеем удержать свою страну, отстоять ее суверенитет, значит, все остальное мы сделаем тоже. И каждый, кто сделал для этого хорошие шаги, будет отмечен. Я всегда фокусируюсь на позитивных вещах.

— У вас есть, наверное, президентские амбиции, если вы согласились на выдвижение. А программа у вас есть? С чем пойдете к избирателям, что будете обещать?

— Проблем в нашем обществе много. Говорить, что я сразу, уже завтра, буду делать, я не буду. Ведь это завтра еще не пришло. Но то, что к моменту официального выдвижения кандидатом будет программа, основанная на сегодняшней ситуации, обещать могу.

— Вы способны сотрудничать с коммунистическими и пророссийскими силами?

— Мы собираем конгресс «За независимость». И как в таком конгрессе будут участвовать те, кто не стоит на этих принципах? Пусть идут на выборы сами по себе, индивидуально.

— Допустим, вас избирают «единым», но ставят условия. К примеру: в выборах участвуем до такой-то границы, а потом бойкот! Что будете делать?

— Если идешь командой, то и решение тоже принимается командой. Я буду такому решению подчиняться. Но принимая на себя определенные обязанности, я буду ставить и определенные условия. Первое: конструктивное обсуждение, а не ругань. Брань, критика без всяких предложений мне неинтересна. Во всей своей деятельности я направлена на достижение результата. Каким будет результат, зависит от всех нас.

— Готово ли белорусское общество принять женщину — кандидата в президенты?

— Я думаю, что готово. У нас много женщин. Я считаю, что белорусское общество достаточно интеллектуально, критично и требовательно. И поэтому каждый, кто претендует на пост президента Беларуси или вообще на внимание общества, должен быть готов соответствовать критериям, которые наше общество готово выставить. В нашем обществе есть несколько болезненных точек, которые сидят, словно заноза, о которых люди постоянно думают, держат в голове. Одна из этих заноз — взаимоотношения с нашей соседкой Россией. Вторая — отношение к белорусскому языку. Эти вопросы должны подниматься, мы должны достать эту занозу, чтобы не случился нарыв.

— Еще одна тема, которая разделила сегодня белорусское общество, — Украина. Кто в этом конфликте для вас прав, а кто виноват?

— Война — это изначально несправедливая вещь. Поэтому искать виноватых сегодня не надо. Нужно любой ценой остановить войну. И основываться на том, что каждая страна, каждое государство должно защищать себя. Тот, кто выступает против своей страны, должен понимать, что он преступает закон.

— Вы не объяснили свое отношение к российской «занозе»…

— Вопрос взаимоотношений с Россией будет всегда стоять. Россия — наша соседка, а соседи бывают разные, у них бывают разные настроения и с соседями надо уметь договариваться. Но границы свои отстаивать.

— Как отнеслась ваша семья к политическим планам?

— Пока они еще не определились.

— Вы способны во время избирательных дебатов переговорить, к примеру, Александра Лукашенко?

— Филолог обязан переговорить кого угодно, если исходить из профпригодности. О дебатах я еще не думала, но полагаю, что буду к ним готова.

Справка

Елена Анисим окончила филфак БГУ, в советские времена — активная участница культурной организации «Майстроўня», с 1991 года работает в Институте языка и литературы Национальной академии наук. Заместитель председателя Общества белорусского языка имени Франциска Скорины, ведущая программы «Беларуская мова» на телеканале ОНТ.

Змитер ЛУКАШУК, «Еврорадио»

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.