С позиции силы
Я Путину говорю, как аргумент: ну что ты уперся? Дай эти несчастные миллиард или два миллиарда долларов.И вдруг начнутся тут столкновения, и придётся бежать под стену Кремля и стучаться головой.Из пресс-конференции А. Лукашенко для российских СМИ 17.10.2014 г.
Выступление президента Беларуси перед российскими журналистами проводится в 12-й раз и давно уже стало культово-магическим ритуалом. И проводится оно по стандартной, много раз опробованной и потому почти отшлифованной схеме. Мы услышали все привычные идеологические конструкты и пропагандистские клише. Были традиционные заклинания о «братьях-россиянах», заверения, что у нас «единая армия», что белорусы не пропустят на Москву натовские танки.
Как обычно, много говорилось о том, как хорошо жить в Беларуси в сравнении с Россией. Российское оборудование никуда не годное. В белорусские продукты питания не добавляют туалетную бумагу и сою, как в России. В РФ частники взвинчивают цены, а у нас их контролирует государство.
Еще один традиционный сюжет подобных пресс-конференций — как Кремль плохо, несправедливо относится к Беларуси. А. Лукашенко недоволен тем, что российские СМИ негативно говорят о нашей стране. И безошибочно указал на причину: от зависти! «Слишком высокий градус Лукашенко в России. Поэтому вы его понижаете», — с обидой заметил он.
Российское руководство, по версии белорусского лидера, жадничает, жалеет для союзника несчастные $2 млрд. (см. эпиграф.), почему-то обвиняет в контрабанде на территорию РФ европейского продовольствия. («Изо рта прет у кого-то, если мы поставляем вам продукцию из какого-то там сырья»).
Россия не хочет дать Беларуси оружие, например, самолеты. Вместо этого она предлагает разместить здесь свою авиабазу, говорит, мы сами будем вас защищать. Но А. Лукашенко это не нравится: «Я прошу, дайте мне С-300, которое у вас под забором лежит. А они нам — купите. Я что — дурак, буду вас защищать ещё и за свои деньги?»
Но все обвинения в адрес России присутствовали и ранее и ничего в привычный сценарий пресс-конференции не добавили. Однако на этот раз в традиционный ритуал выступлений А. Лукашенко перед российскими журналистами вмешался украинский кризис. И значительно повлиял на тон разговора.
Как и следовало ожидать, президент Беларуси выставил себя центральной фигурой всех международных усилий по мирному урегулированию конфликта вокруг Украины. Он выдвинул свой план мира, предлагал послать белорусских военнослужащих на восток Украины в качестве миротворческих сил, сделал Минск центром мирных переговоров и пр.
Но что самое удивительное, контекст украинского кризиса странным образом усилил антироссийский акцент выступления главы белорусского государства. До сих пор с начала событий в Украине А. Лукашенко придерживался следующей тактики. Выступая перед представителями России, он уверял, что во всем поддерживает позицию Москвы. А когда апеллировал к украинцам, то высказывал сочувствие официальному Киеву.
В этот раз он давал пресс-конференцию для российских СМИ. Только что Беларусь получила от России щедрый подарок, согласившись с тем, чтобы экспортные пошлины на нефтепродукты оставались в белорусском бюджете. И тем удивительнее было услышать достаточно прозрачную критику позиции РФ в украинском кризисе.
Прежде всего, он повторил свой тезис, который высказывал не впервой, что в свержении режима В. Януковича виноват сам бывший президент Украины. А, как известно, Россия во всем обвиняет США.
Принципиально важным стал вывод А. Лукашенко, что присоединение Крыма к России является нарушением международных договоренностей, это недопустимо и неправильно.
Более того, президент Беларуси отметил, что еще не известно, какова дальнейшая судьба Крыма. Ведь там тяжелая ситуация, все коммуникации завязаны на Украину. Отец нынешнего руководителя Крыма С. Аксёнова обратился к А. Лукашенко с просьбой о помощи. Белорусский лидер уклонился от вопроса о юридическом признании Беларусью нынешнего статуса полуострова как части российской территории.
Далее, А. Лукашенко выразил крамольную для российской пропаганды мысль, что если бы не вмешательство России, то «дни ДНР и ЛНР были бы сочтены давно». Причем, российское руководство поддерживает эти территории «по разным причинам, начиная от личного имиджа, рейтинга…»
Если раньше белорусский президент упрекал лишь Запад в том, что тот отверг предложенный Беларусью план мирного урегулирования украинского кризиса, то теперь А. Лукашенко сообщил, что и Россия его не приняла. «Значит, эта бойня кому-то нужна», — многозначительно констатировал он.
А. Лукашенко обвинил Россию в имперских амбициях, россияне «стараются где-то унизить, чтоб где-то наклонить, на колени поставить…» Он раскритиковал Москву за экономические санкции против Молдовы. Забавно, но белорусский лидер упрекнул РФ за то, что она хочет закрыться, изолироваться от мира. Кто бы мог подумать еще год назад, что страны поменяются местами, Россия окажется в большей изоляции, чем Беларусь! «В одиночку остаться и выпендриваться перед миром — смерти подобно», — заявил Лукашенко. В конце концов, он высказал недвусмысленное опасение в возможности предательства Москвой своего главного союзника: «И не дай Бог, руководство России, договорившись с Западом, разменяет Беларусь. Мы это тоже учитываем».
Почему президент Беларуси вдруг так явно «наехал» на Россию? На наш взгляд, главной причиной стала перемена, эволюция всего контекста украинского кризиса.
Весной действия России по насильственному присоединению Крыма, инспирирование ею сепаратизма на юго-востоке Украины напугали А. Лукашенко. «Вставшая с колен» РФ казалась готовой на любую внешнюю экспансию. Застигнутый врасплох Запад был растерян и лишь вяло реагировал. Тогда белорусский лидер даже посмеялся над США и ЕС, дескать, были такие грозные заявления, я уже думал, что войну объявят России, а они ограничились визовыми санкциями в отношении нескольких российских чиновников. Увидев слабость Запада, президент Беларуси, естественно, поставил на сильного, тем более что это главный союзник и спонсор. 8 мая, находясь в Москве, он говорил об обязанности членов ОДКБ солидаризироваться с Россией. При встрече с В. Путиным А. Лукашенко в связи с событиями в Украине пылал желанием «скоординировать наши действия», «подставить плечо». Белорусское руководство согласилось на дислокацию здесь до 15 российских самолетов. На Генеральной Ассамблее ООН Беларусь проголосовала в поддержку России.
Но за время, прошедшее с той поры, многое поменялось. После сбитого сепаратистами малайзийского «Боинга» Запад проснулся от спячки и перешел в решительное наступление против России. И РФ стала выглядеть как колосс на глиняных ногах. Пузырь начал сдуваться. Москва оказалась в международной изоляции. Российский рубль с начала года девальвировался на четверть (вдвое больше, чем белорусский рубль). Бегство капитала, падение цен на нефть усугубляют и без того сложную ситуацию для российской экономики.
А. Лукашенко, много лет внимательно наблюдающий российскую элиту, остро улавливающий нюансы настроений в Кремле, увидел, что Россия слаба. В этом смысле он весьма точный индикатор перемены политической погоды, тонко чувствующий, когда надо верноподданнически просить, а когда можно хамить. И то, как легко и быстро Москва уступила, поддалась белорусскому шантажу в вопросе о нефтяных пошлинах, лишний раз подтверждает, что с Кремлем теперь можно разговаривать с позиции силы, например, не просить, а требовать кредит (см. снова эпиграф). Со слабыми не стоит церемониться.
Валерий Карбалевич
Читайте также в рубрике «Диагноз»: