Игорь Ледник: Бизнес-союзы не объединяет даже защита прав собственника
Национализация кондитерских фабрик «Спартак» и «Коммунарка», экспроприация частного бизнеса, конфискация товара у индивидуальных предпринимателей — все свидетельствует о том, что частник в Беларуси беззащитен. Причина? Он воспринимается угрозой…
Заместитель Центра защиты прав собственности при Союзе юридических лиц «Республиканская конфедерация предпринимательства» Игорь Ледник считает, что сегодня разговор следует вести уже не столько о правах конкретного собственника, сколько о защите национальной безопасности Беларуси. Западные санкции в отношении России очень скоро ударят и по белорусской экономике, которая полностью зависит от российской.
— …В Беларуси рентоориентированная структура прав собственности, которая находится в полной зависимости от такой же, но более мощной российской структуры. Этим и объясняется политика властей по выколачиванию российских дотаций. Реформы должны быть нацелены на переход к рыночной организации прав собственности.
— Игорь Александрович, помнится, поднятая вами тема уже была ключевой во время экономического кризиса 2011 года. Но тогда все закончилось разговорами…
— Тогда реформы не состоялись из-за российских траншей. Сегодня же денег у наших соседей нет — значит, нам самое время проводить реформы.
— И как их запустить?
— Вначале тут необходима политическая воля… В упомянутом выше кризисном году Александр Лукашенко поручил проработать предложения Нацбанка о возобновлении работы по проведению экономической амнистии. Помимо принятия этого нормативного правового акта, а также связанных с ним изменений в законодательстве, должны были утвердить и конкретные мероприятия. Бизнес-союзы дали свои предложения, в их разработке участвовал и я. Однако из-за российских кредитов, повторюсь, необходимость в реформах якобы «отпала».
— Может, голоса бизнес-сообщества тогда оказалось недостаточно?
— По идее, именно его мнение должно являться определяющим. Процессы в переходной экономике диктуют противостояние интересов собственников и номенклатуры. Но я такого противостояния сегодня не наблюдаю. Бизнес-союзы не объединяет даже необходимость защиты прав собственности. Поэтому они, нынешние, по определению не могут быть инициаторами реформ. На эту роль более полутора десятка лет претендует Нацбанк, который рассматривается регулятором проведения экономической амнистии. Им изучена обширная международная практика, на основе которой выработаны конкретные предложения.
— Какую цель преследует Нацбанк, ратуя за проведение экономической амнистии?
— Цель довольно проста — увеличение налогооблагаемой базы и достижение определенных макроэкономических результатов. Через легализацию финансовых ресурсов теневого бизнеса, ранее считавшихся незаконными, помилование лиц, совершивших эти действия, а главное — через создание условий для возврата нелегального капитала в экономику. Без комплекса таких мер абсурдными являются заявления властей о рождении базы для привлечения инвестиций.
— Что имеется в виду под «созданием условий»?
— Наши предложения касаются появления эффективной системы защиты прав всех форм собственности и надежных гарантий для предпринимательской активности. Сегодня она сдерживается наличием в экономике криминальных структур и коррупционных практик. Именно такие обстоятельства парализовали, например, мой бизнес. Председатель Нацбанка Надежда Ермакова указывает, что успех экономической амнистии во многом зависит от степени доверия к органам государственной власти и управления в части реальных гарантий неиспользования результатов амнистии во вред бизнесу. Однако о каких гарантиях может идти речь, когда не защищаются права собственности государства по преступлениям, не имеющим срока давности привлечения к ответственности? В общем, без реальной защиты прав собственности слова о реформах — пустой звук!
— Сейчас Вы активно продвигаете защиту прав собственности при поддержке информационных технологий. Каким образом они могут помочь?
— Когда существует практика достижения прогнозных показателей раскрываемости экономических преступлений, то скорейший перевод первичной документации бизнеса в цифровой формат становится не только отличным препятствием в фабрикации уголовных дел, но и основой для ведения электронного бизнеса. Распространение информационных технологий требует особого правового режима. Я убежден, что мы подходим к той черте, когда сама дискуссия: «Надо ли проводить реформы?» — становится бессмысленной.
И это крепит мой оптимизм.
Владимир Журавок
Читайте также о проекте «Рефорум»:
Владимир Дунаев: Все реформы образования в независимой Беларуси неудачные
Без реформы армии «Днепровский рубеж» не удержать…
«Бесплатную» медицину белорусы оплачивают из собственного кармана
Беларусь и 50 миллионов прокормит! Если…
Тунеядство сегодня — не столько экономика, сколько политика
«Модернизация» — это красивая обертка для неприглядных процессов