TOP

На дне

Совещание по экономическим вопросам ожидалось давно. А. Лукашенко много раз обещал заслушать отчет правительства и принять самые жесткие меры, вплоть до его отставки, если оно не сможет исправить ситуацию в экономике. 

И вот оно наконец состоялось 11 ноября. Экономическая ситуация продолжает ухудшаться. Но из темной грозовой тучи грома и молнии в виде отправленного в отставку правительства не последовало. Так, лишь мелкая морось. Те, кто думал, что на этом совещании состоится серьезный анализ состояния экономики, ошиблись. Оно прошло в обычном жанре.

Прежде всего, совещание в очередной раз выявило, как выразился президент, «нерешенные проблемы и застарелые болячки». Выяснилось, что по итогам трех кварталов 7 из 10 основных прогнозных показателей не выполнено.

О плохом состоянии экономики рассказывал сам А. Лукашенко. Он снова обратился к теме модернизации и признал ее невысокую эффективность, говорил о многочисленных фактах провалов в деревообработке, легкой и целлюлозно-бумажной промышленности, производстве строительных материалов и других областях. «Об этом мы неоднократно говорили, но значительных подвижек пока нет … Это, если хотите, стратегический просчет!» — такой приговор своему детищу вынес президент.

Провалена задача не только по модернизации, но и по поиску новых рынков сбыта: «Каждый год говорим о диверсификации, а экспортные потоки по-прежнему сконцентрированы на традиционных рынках, прежде всего России, Украины и Казахстана», — констатировал А. Лукашенко.

Хотя и есть маленький рост валовых показателей, однако председатель Комитета государственного контроля Л. Анфимов рассказал, за счет чего он достигнут: «Положительный результат получен только благодаря тому, что экономику разогнали на выпуск невостребованной продукции и ненужных услуг. Если по-простому, то «закопали» в землю по самым скромным подсчетам более 1 миллиарда долларов». Странно, что за такой огромный ущерб государству никто не понес уголовную ответственность.

«Банковская система стала своего рода МММ», — продолжал обличать главный контролер страны. Наверное, имея в виду высокие процентные ставки банковских депозитов, для поддержания которых нужно привлекать все новые деньги клиентов.

Дополнительные штрихи к ситуации в экономике начертил помощник президента К. Рудый: «Стоимость кредитов превышает рентабельность предприятий в три раза. Долги промышленников в пять раз превышают объем производства».

Кстати говоря, такую же нерадостную картину увидел президент и во время посещения регионов. «Тоже провал», — заключил А. Лукашенко, слушая отчет о падении валовых показателей в Могилевской области во время недавней поездки туда. В пятницу он побывал на Гродненщине и обнаружил «замедление темпов социально-экономического развития области». По его словам, в 10 из 17 районов вообще нет прироста производства.

И перспективы впереди — нерадостные. В 2015 году на экономику Беларуси будут отрицательно влиять три фактора. Во-первых, падение мировых цен на нефть. Напомню, что продажа нефтепродуктов на внешних рынках составляет не менее трети доходов нашего экспорта. Во-вторых, кризисная ситуация у основного экономического партнера и спонсора Беларуси — России. Девальвация российского рубля с начала года приближается к 50%. И это отрицательно сказывается на экспорте белорусской продукции в эту страну. В-третьих, налоговый маневр в РФ, который приведет к росту цен на поставляемую в Беларусь нефть. Надо иметь в виду, что в следующем году наша страна должна выплатить внешним кредиторам около $4 млрд.

Следствием всего этого стала, возможно, самая большая сенсация совещания у президента 11 ноября. А. Лукашенко заявил, что в следующем предвыборном году не будет «раздачи слонов». «Несмотря на то, что 2015-й — политический год, будем исходить из реалий, — сказал президент. — Нам главное — сохранить тот уровень, который есть на сегодняшний день. Никаких обещаний под выборы, никаких выплат под выборы быть не должно!»

Во время всех предыдущих президентских кампаний повышение зарплат было едва ли не единственным его конкретным обещанием электорату. Если говорить о выборах 2010 г., то фактически вся предвыборная программа кандидата в президенты А. Лукашенко сводилась к тому, что он обещал довести среднюю зарплату в стране к концу того года до «святой цифры» 500 долларов. А вот на этот раз все поменялось. Не до жиру… Как справедливо заметил президент, «нам главное — сохранить тот уровень, который есть на сегодняшний день».

Если кто забыл, на Всебелорусском народном собрании 6—7 декабря 2010 г. А. Лукашенко обещал к 2015 году довести среднюю зарплату в стране до $1 тыс. в месяц. Это было его предвыборное обещание, за которое и голосовало население.

Какие же меры планирует принять руководство, чтобы хоть как-то удержать ситуацию под контролем? Они незамысловатые. Прежде всего, планируется еще больше повысить ответственность руководителей. С 1 января должен начать действовать новый декрет, «который дает исключительные права руководителям предприятий и всей вертикали власти и предусматривает их очень строгую ответственность».

Второй пункт: отнять и поделить. Забирать будут у банков, которые, по мнению Лукашенко, жируют. «Будем направлять туда комиссаров… Всех подстричь под одну гребенку, — потребовал президент. — И тогда, если и плохо будет, мы народу сможем объяснить. Плохо? Плохо всем … Притом не глядя ни на белорусские банки, ни на российские, ни на зарубежные — всех подстричь под одну гребенку».

А мы гадаем, почему не идет в страну иностранный капитал. Кстати, на прошлой неделе в Лондоне прошел очередной белорусский инвестиционный форум. А. Лукашенко в Гродно его прокомментировал: «Каждый год проводите какие-то инвестиционные форумы, много шума в прессе. Это правильно. А где результат?» Вопрос риторический.

Затем предложено еще больше ограничить доступ в страну иностранных товаров. Этому поручению сопутствовала весьма показательная реплика А. Лукашенко: «Никаких ссылок быть не должно, что у нас обязательства в Таможенном союзе, Евразийском союзе и так далее. Свой товаропроизводитель должен быть защищен». То есть все эти подписанные документы о создании ЕАЭС, споры вокруг их ратификации, официозные рассуждения об огромных перспективах этого интеграционного объединения, к которому, дескать, стремятся присоединиться другие государства, не более чем пропагандистская туфта.

И главный вывод, к которому по итогам совещания пришел президент: «Учитывая, что провален этот год, где гарантия, что будет выполнен будущий год? Вопрос уже у меня недоверия к тому, что вы говорите. В целом недоверия к правительству». И пообещал «сформировать до начала года боеспособный состав правительства». «Если в два оставшихся месяца не начнут показывать динамику, ни одного руководителя не останется», — пригрозил А. Лукашенко.

Однако, на наш взгляд, вряд ли изменения будут радикальными. Ведь смена правительства — это определенная, пусть и минимальная, дестабилизация. А в ситуации общей неустойчивости, неопределенности, нестабильности, как во всем регионе, так и в самой Беларуси, обыватели и экономические субъекты замерли в ожидании. Достаточно малейшего толчка, чтобы население испугалось и побежало в банки снимать свои вклады, а инвесторы — уводить капиталы из страны. Смена правительства может оказаться таким толчком. Думаю, А. Лукашенко это понимает.

Валерий Карбалевич

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.