TOP

Предвестник угроз

Продовольственная война между Беларусью и Россией в полном разгаре. Хотя еще неделю назад белорусские официальные лица были полны оптимизма и возлагали большие надежды, что переговоры в Минске 2 декабря между Россельхознадзором и Министерством сельского хозяйства и продовольствия Беларуси приведут к урегулированию конфликта. Однако они закончились безрезультатно. 

Россельхознадзор дал нашей стране 15 дней, чтобы улучшить качество мясной и молочной продукции. Вице-премьер Беларуси М. Русый после встречи в Москве 5 декабря с заместителем главы российского правительства А. Дворковичем называл 10-дневный срок урегулирования спора. 3 ноября А. Лукашенко провел специальное совещание на эту тему.

Белорусская сторона не замедлила принять ответные меры. Госпогранкомитет отрапортовал, что с начала декабря на российском направлении пограничники совместно с другими органами выявили 19 фактов нарушения таможенного законодательства при ввозе товаров в Беларусь. 6 декабря белорусская таможня устроила тотальную проверку фур, направляющихся из России, что привело к образованию гигантских пробок на границе. Это «наш ответ Чемберлену».

Нужно отметить, что позиция, занятая Россельхознадзором, несколько странная. И его официальные представители, и сайт ведомства недвусмысленно намекают, что Беларусь занимается контрабандой в Россию запрещенного продовольствия из Европы. Ссылаются на данные Федеральной таможенной службы России, согласно которой с начала действия продовольственного эмбарго, введенного РФ, импорт Беларусью продуктов питания вырос на 80%. Дескать, сами подумайте, куда девались эти товары. Да и европейские газеты много писали, что в московских магазинах можно найти французский сыр, норвежский лосось, креветки и другую экзотику с белорусской этикеткой.

Но ведь российское ведомство не говорит прямо, что запретив поставки мясных изделий из Беларуси, мы наказываем вас за контрабанду европейского продовольствия. Нет, запрет на белорусское мясо Россельхознадзор объясняет плохим качеством нашей продукции. Вдруг в один день сразу на 23 белорусских предприятиях российские надзорные органы выявили дефекты в мясных изделиях. Это такая странная политическая игра. Другая сторона якобы должна догадаться, в чем состоит истинная причина таких действий РФ.

Дело в том, что наказание за контрабанду российской стороне невозможно обосновать юридически. Ибо, во-первых, одно дело знать о транзите через Беларусь продукции из стран ЕС, и совсем другое дело это официально зафиксировать, составить соответствующий протокол и т. п. Белорусский экономист Сергей Чалый приводит такие данные. «По результатам проверок из 5660 партий нарушения были только в 213. Из этих 213 — 80% случаев — ввоз продукции без фитосанитарных сертификатов маркировки — картофель, морковь и свекла. Если оставить 20% от 213 и посчитать, какая это доля из 5660, получается 0,7% нарушений. Это меньше статистической погрешности, и это называют систематическими нарушениями, на основании которых можно запрещать ввоз продуктов!»

Во-вторых, даже если контрабанда и была бы доказана, встает вопрос о том, на каком юридическом основании вводить запрет на ввоз белорусских товаров на российскую территорию. Ведь у Беларуси и России единое таможенное и экономическое пространство. Минск не присоединился к эмбарго, введенном Москвой в отношении продовольственной продукции из ЕС. А. Лукашенко лишь проявил добрую волю, пообещав В. Путину не заниматься реэкспортом европейского продовольствия в РФ. А обещание — не юридическая категория. Поэтому Россельхознадзор и ведет такую странную игру.

Можно предположить, что эта продовольственная война вскоре благополучно закончится миром. Беларусь получила урок, и впредь будет более осторожна в своем стремлении получить сомнительный гешефт.

Но проблема в том, что, возможно, эта продовольственная война является предвестником гораздо более серьезных экономических проблем, которые могут обрушиться на Беларусь извне, главным образом из России. Прежде всего, весьма вероятно, что мир вступает в период дешевой нефти. В последние годы Беларусь получала 30 — 40% валютной выручки от экспорта нефтепродуктов. Падение нефтяных цен может иметь весьма негативные последствия на экономику не только России (о чем все говорят), но и Беларуси. Белорусский нефтяной оффшор может накрыться медным тазом. А нефтедоллары заменить просто нечем.

Обвальная девальвация российского рубля, достигшая в какой-то момент 60% с начала года, резко негативно влияет на экономику Беларуси. Напомню, что на Россию приходится примерно половина белорусского экспорта. И с ним сейчас большие проблемы. Валютная выручка белорусских хозяйственных субъектов существенно сокращается. Именно в связи с этим на следующий год рост ВВП Беларуси запланирован на уровне 0,2 — 0,7%. Это самый низкий прогнозный показатель за последние 15 лет.

Так случилось, что вступление в силу договора о создании Евразийского экономического союза (с 1 января 2015 года) совпало с обвальными процессами в экономике РФ. В итоге получается, что экономическая воронка, в которую втягивается Россия, разрушает саму идею евразийской интеграции. Тот огромный рынок, который, как утверждали официальные лица и государственные СМИ, якобы открывается перед нами, скукоживается прямо на глазах. Россия, которая должна была стать то ли крейсером, то ли ледоколом, прорубающим своим союзникам путь к глобальной экономике, на наших глазах превращается в «Титаник». По нормальной логике, в такой ситуации нам надо было бы быстрее отгребать в сторону.

Известно, что без внешней финансовой поддержки белорусские власти не могут удержать социальное статус-кво. Единственным источником такой помощи выступала Россия. Так вот, сможет ли Россия, оказавшаяся сама в сложной ситуации, так щедро, как раньше, раздавать кредиты своему союзнику?

И наконец, девальвация российского рубля привела к тому, что средняя зарплата в Беларуси оказалась всего на 20 долларов меньше, чем в России. Это значит, что исчезает стимул белорусским гастарбайтерам работать в РФ. Речь идет о нескольких сотнях тысяч человек. А ведь привозимые ими в Беларусь деньги были важным источником валюты для Беларуси.

Иначе говоря, Россия, которая была долгие годы фактором поддержания экономического благополучия Беларуси, на глазах превращается в источник серьезных проблем для белорусской экономики. Уж не говоря о том, какие внешнеполитические проблемы для нашей страны может создать конфронтация между РФ и Западом (требование Москвы разместить на нашей территории свои военные базы и др.). Вот когда в полной мере выясняются все негативные последствия безальтернативной привязки Беларуси к России. И ведь пока никаких иных вариантов выживания вне доминирующей зависимости от РФ у белорусского руководства нет. Это называется: приплыли.

Валерий Карбалевич

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.