TOP

Продовольственная война

Мы же не щенки, чтобы нас за шиворот водить.Из заявления А. Лукашенко 27.11.2014 г. Принимая недавно министра иностранных дел России С. Лаврова, А. Лукашенко говорил: «Мы начинаем новый год в принципе без проблем в наших отношениях, даже мелких. Мы договорились по всем вопросам».

Но не прошло и десяти дней, как в белорусско-российских отношениях началась очередная война. На этот раз продовольственная. Очередной вывих братской интеграции связан с тем, что российское ведомство контроля за качеством продукции — Россельхознадзор приняло решение с 30 ноября запретить транзит продуктов питания из Беларуси через Россию в Казахстан и третьи страны без досмотра на российских пунктах пропуска, а также фактически запретить ввоз продукции 19 белорусских мясных и молочных предприятий. РФ вновь выставила на границе с нашей страной таможенные посты. По версии российской стороны, это сделано потому, что, во-первых, качество белорусского мяса и молока не соответствует стандартам, во-вторых, Беларусь занимается контрабандой продовольствия из Европы.

Официальный Минск отрицает свою причастность к контрабанде. На наш взгляд, все же в этой торговле продовольствием существуют какие-то серые схемы, не учитываемые белорусской статистикой. И из-за стремления Беларуси подзаработать российское эмбарго на поставку в РФ продовольствия из ЕС действует не в полной мере.

Россия решила применить в отношении Беларуси то же оружие, какое она использовала против Украины, Грузии, Молдовы. Но те страны Москва считает врагами, поскольку они стремятся интегрироваться в ЕС, дружат с США. А Беларусь вроде бы ближайший союзник России.

Но, похоже, Россия вошла в раж, в азарт войны со всем миром, и ей теперь трудно принимать рациональные решения. Когда в ходе крестовых походов крестоносцы спросили папского легата Арнольда Амальрика, как в ходе войны с неверными отличить еретиков от правоверных католиков, тот дал изумительный ответ: «Бейте их всех. Господь узнает своих». Имелось в виду — на том свете. Судя по всему, именно по этому принципу теперь действует Россия.

Продовольственная война дошла до стадии, когда в ход пошла тяжелая артиллерия. А. Лукашенко, ожесточившись сердцем, не мог стерпеть такого архизлодейства ближайшего союзника и, как истинный правдоруб, со всей силой своего политического темперамента набросился на союзников. 27 ноября во время встречи с губернатором Санкт-Петербурга Г. Полтавченко президент разразился такой эскападой ругательств в адрес России, которых мы не слышали уже много лет, пожалуй, со времен «крестного батьки», с той информационной войны между союзниками в преддверии президентских выборов 2010 года. Из его слов следует, что Россия белорусов «прессует», «щемит», «душит», относится как к щенкам.

Примечательно, что А. Лукашенко рассматривает нынешний белорусско-российский конфликт в контексте конфронтации России фактически со всем миром, что он явно не одобряет. «У меня складывается впечатление, что на примере Беларуси в очередной раз, взявшись то за газовую трубу, то за нефтяную, а теперь за продовольственные вопросы, хотят показать кому-то или всему миру, проучить кого-то», — говорит он.

Опять же, указывая на международную ситуацию, в которую попала Россия, А. Лукашенко как бы говорит: зачем вы ссоритесь с последним союзником? «Друзей у нас в мире вы знаете сколько. И вы знаете, какая позиция у других государств. Поэтому давайте не терять плечо друг друга», — подчеркнул он.

Создается впечатление, что президент Беларуси разговаривает с Москвой поучительно и покровительственно, даже с позиции силы, демонстрируя неприкрытую угрозу: «Мы вынуждены будем реагировать», «я терпеть не буду». А. Лукашенко видит, что Россия теперь как никогда слаба, находится в глухой международной изоляции, ее экономика в кризисе. А со слабыми как еще можно разговаривать?

Тут интересен такой момент. Сейчас между правительственными структурами Беларуси и России идут интенсивные переговоры, чтобы как-то урегулировать продовольственный конфликт. Думаю, проблема вскоре будет решена. Но А. Лукашенко не стал ждать достижения мира на продовольственном фронте в ходе кулуарных договоренностей, а встал на путь драматизации и эскалации конфликта, по старой традиции поспешил перевести ее в публичную сферу. Предыдущий опыт белорусско-российских «войн» показывает, что такая метода эффективно работает в пользу официального Минска. Обратите внимание: президент Беларуси апеллирует к российской общественности. Как опытный популист, он стремится доказать, что поставки продовольствия из Беларуси ведут к понижению цен на продукты питания в России. Он в течение спича трижды возвращался к этой теме: «Я не понимаю: вы что, специально это делаете, чтобы подхлестнуть цены в Российской Федерации? Мы же поставляем вам продукцию по самым низким ценам. Но дефицит товаров, особенно мясной продукции на рынках России, — это же рост цен. Зачем вы это делаете?» И посоветовал российской стороне разобраться «с разного вида жульем, которое на этом жирует, с торгашами и прочими».

Самое примечательное во всей этой истории с «продовольственной войной» состоит в том, что она еще раз наглядно, ярко и выпукло демонстрирует, что на самом деле представляет собой интеграция на постсоветском пространстве. Уже четыре года существует Таможенный союз в составе Беларуси, России, Казахстана, с 2011 года ликвидированы таможенные посты на белорусско-российской границе. С 2012 г. функционирует Единое экономическое пространство, предполагающее свободное движение капиталов, товаров, услуг, рабочей силы между тремя странами. За это время пропагандистскими ведомствами трех государств в адрес этого интеграционного проекта был произнесен поток пафосных слов, панегириков, вылиты тонны мироточащего елея, много говорилось о грандиозных перспективах нового объединения. С 1 января 2015 года стороны переходят к высшей форме интеграции — экономическому союзу в форме ЕАЭС. Торжественно объявлено о присоединении к этому объединению Армении, на очереди вступление в него Кыргызстана. Официальные лица говорят об интеграции ЕАЭС с ЕС («интеграция интеграций»).

Но надо было случиться небольшому конфликту интересов, чтобы весь внешний флер, декор спал, ретушь смылась, и перед нами открылась грубая реальность во всем ее натуральном естестве. Оказалось, что все это — фабрика грез. Восстановление Россией таможенных постов на границе с Беларусью — это откат, отбрасывание процесса интеграции назад, к нулевому меридиану. Это означает, что в реальности не существует не только единого экономического пространства, но и таможенного союза. И это есть надругательство над самим смыслом интеграции.

Две недели назад во время отчета правительства А. Лукашенко приказал защищать белорусских производителей, не обращая внимания на договоренности в рамках Евразийского экономического союза. Потому что, дескать, Россия также не выполняет своих обязательств. И вот теперь РФ подтвердила слова президента Беларуси. То есть в реальности функционирование этого союза происходит не по зафиксированным в документах правилам, а по «понятиям». Каждая страна выполняет только те нормы, которые ей выгодны. По таким принципам существует Союзное государство Беларуси и России, то же самое происходит и в рамках ЕАЭС. Если власти этих государств не соблюдают законов внутри страны, то трудно представить, что они будут придерживаться международных соглашений. И из этой цивилизационной матрицы никуда не выпрыгнуть.

Валерий Карбалевич

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.