Минск — город мирный
Я думаю, что это последний шанс. Если мы не сможем прийти к долговременному мирному соглашению, мы прекрасно знаем дальнейший сценарий. Этот сценарий называется войной.Президент Франции Франсуа Олланд. Информация о предполагаемом проведении в Минске 11 февраля решающего саммита в «нормандском формате» (Россия, Украина, Германия, Франция) по урегулированию украинского кризиса стало почти сенсацией. И политики, и эксперты говорят о последнем шансе предотвратить большую войну.
Процесс урегулирования инициировала Россия, но, как обычно, весьма своеобразно, по той же схеме, как и в августе прошлого года. Тогда сначала вооруженные формирования ДНР и ЛНР при поддержке РФ перешли в наступление, захватили значительные территории и потом предложили вести переговоры с позиции силы. В итоге 26 августа в Минске состоялся саммит России, Украины, Беларуси, Казахстана, ЕС. Затем 5 сентября здесь же подписаны Минские соглашения о прекращении огня, перемирии.
Сейчас история повторяется. 24 января ДНР и ЛНР при поддержке РФ переходят в успешное наступление. И сразу же вслед за этим В. Путин в послании руководителям Германии и Франции предлагает свой план урегулирования украинского кризиса. Ф. Олланд и А. Меркель бросают все свои дела и тут же летят в Киев, согласовывают позиции с президентом Украины П. Порошенко, а затем отправляются в Москву. Пять часов переговоров в Кремле 6 февраля не привели к нужному результату, но позволили достигнуть некоторого прогресса. 8 февраля к переговорному процессу по видеосвязи с участием лидеров России, Франции, Германии подключился президент Украины. В итоге было принято предварительное решение о проведении в Минске 11 февраля переговоров с участием В. Путина, П. Порошенко, А. Меркель, Ф. Олланда, по итогом которых предполагается подписать соглашение о мире в Украине.
Конечно, это идеальный вариант. Но на пути к нему много проблем. Не случайно В. Путин, встречаясь в воскресенье с А. Лукашенко, обусловил успех переговоров таким замечанием: «Если к этому времени удастся согласовать ряд позиций, которые мы в последнее время интенсивно обсуждали». Для такого согласования в понедельник, 9 февраля, в Берлине проводятся экспертные консультации представителей МИД, а 10 или 11 февраля в Минске согласованный документ подпишут на заседании Трехсторонней контактной группы с участием представителей ДНР и ЛНР. И только если все это успешно завершится, документ утвердят на саммите России, Украины, Германии Франции.
Оговорка В. Путина не случайна. Ведь до сих пор было много попыток на самом высоком уровне урегулировать украинский кризис, однако все они провалились. Например, встреча «нормандской четверки», запланированная на 15 января в столице Казахстана Астане, не состоялась. Ибо нечего было обсуждать.
Если все пойдет согласно намеченному плану, то Беларусь снова окажется в эпицентре большой международной политики. В который раз возникает вопрос: почему именно Минск оказался лучшим местом для переговоров о мире в Украине? Для этого нужна страна, не участвующая в конфликте, занимающая позицию нейтралитета, но сохраняющая хорошие отношения с обеими противоборствующими сторонами (Москвой и Киевом), причем, желательно, расположенная в этом регионе. Государства—члены ЕС активно поддерживают Украину, следовательно, не подходят для этой роли. Получается, что кроме Беларуси другой такой страны нет.
Еще один важный нюанс. За время украинского кризиса уже успела сложиться традиция. Именно в белорусской столице 5 сентября были подписаны Минские соглашения о перемирии, которое длилось несколько месяцев. Пусть в это время и стреляли, но активных боевых действий не велось. Именно к этим Минским соглашениям апеллируют обе стороны, упрекая друг друга в их невыполнении. Здесь же время от времени встречается контактная группа из представителей всех сторон, участвующих в конфликте. Поэтому вполне логично, что решающий саммит по урегулированию украинского кризиса снова собирается в Минске.
Вне зависимости от итогов этого переговорного процесса Беларусь на какое-то время становится важным местом, где решается глобальная международная проблема. Уже сам по себе факт приезда сюда канцлера Германии Ангелы Меркель и президента Франции Франсуа Олланда — это сенсация и почти политическое землетрясение для страны, находящейся в международной изоляции, в которую не слишком хотят приезжать мировые лидеры.
Понятное дело, А. Лукашенко будет пожинать пиаровские плоды от этого события. Статус политика-миротворца сам по себе добавляет ему политические очки. А уж встречи, пусть кулуарные, с мировыми лидерами, просто пожатие рук… Такое могло присниться только в фантастическом сне.
Могут быть и практические последствия для Беларуси от этого саммита. В том плане, что процесс размораживания отношений нашей страны с ЕС, который идет последние два года, получит дополнительный импульс, приобретет ускорение. Когда на первый план выходят вопросы большой геополитики, то вопрос о ценностях (права человека, демократия, политзаключенные) неизбежно отодвигается чуть в сторону. О чем свидетельствует исторический опыт Ялтинских соглашений победителей во второй мировой войне (СССР, США, Великобритании), 70-летний юбилей которых сейчас отмечает мир.
На этом фоне долгожданные и чрезвычайно важные для Беларуси переговоры А. Лукашенко и В. Путина как-то потерялись. Никакой информации об их итогах нет.
Нет особого секрета, какая тема в белорусско-российских отношениях теперь больше всего интересует официальный Минск. Беларуси сейчас просто позарез нужны новые кредиты. Без них выплатить $4 млрд долга в этом году не представляется возможным. А. Лукашенко на недавней пресс-конференции говорил о планах по рефинансированию долговых обязательств и ссылался на то, что Россия обещала подставить плечо. Собственно, в Сочи А. Лукашенко поехал за деньгами.
Однако можно предположить, что сочинские переговоры между президентами Беларуси и России были малосодержательными. Потому что В. Путину сейчас не до Беларуси. На кону судьбоносные вопросы, которые могут определить будущее России на годы вперед.
Не случайно, единственным итогом переговоров в воскресенье стало озвученное А. Лукашенко решение провести в Сочи 3 марта заседание Высшего Государственного Совета Союзного государства Беларуси и России. Судя по всему, все сложные вопросы двухсторонних отношений отодвигаются на потом.
Валерий Карбалевич
Читайте также в рубрике «Диагноз»: