TOP

П. Быковский: Ответ пропагандистским манипуляциям — правда

Засилье российских телеканалов у нас очевидно. В последние месяцы отдельные СМИ соседней страны начали информационную войну против Беларуси, рисуя мифический разгул русофобии, обвиняя руководство страны в смычке с «белорусскими бандеровцами». В общем, и нас начали обрабатывать по «украинскому сценарию»…

Как противостоять агрессивной пропаганде? Что могут сделать для укрепления информационной защиты государства негосударственные СМИ, гражданское общество?

На вопросы «Свободных новостей плюс» отвечает белорусский медиаэксперт Павлюк Быковский.

— Справедливо ли, что отечественное медиапространство сравнивают с матрешкой: якобы белорусское общественное мнение находится под колпаком российской пропаганды, а внутри — белорусские государственные СМИ, меньшие по размерам и влиянию, и совсем маленькую часть занимает негосударственная пресса?

— Эта метафора не совсем адекватна. Национальные телеканалы ретранслируют россиян, но пристально следят за контентом. И если что, то особо церемониться не станут — вспомните попытку НТВ показать фильм «Крестный батька»…

— Трагический опыт Украины показал: информационная безопасность имеет, возможно, не меньшее значение, чем укрепление обороноспособности государства. Попытались власти отреагировать на информационные угрозы с востока в новой редакции закона о СМИ?

— Министр информации Лилия Ананич прямо обращала внимание депутатов: видите, какая ситуация складывается вокруг Беларуси? С другой стороны, сами поправки в закон не дают особых возможностей для разруливания ситуации, за исключением того, что Мининформ получило право блокировать все сайты, вне зависимости от доменной зоны. Этот инструмент достаточно мобильный и предоставляет широкие возможности для применения. Однако такая норма носит явно недемократический характер, ведь решение о блокировке принимается не по решению суда.

Другой вопрос, что более двух третей белорусского интернет-трафика идет через российские шлюзы. Многие российские ресурсы, социальные сети у нас очень популярны, поэтому их «нейтрализация» может быть негативно воспринята белорусскими гражданами.

— В последнее время ряд СМИ восточной соседки начал «отрабатывать» Беларусь фактически по украинской схеме, раздувая тему «вышиванок», рисуя мифический разгул русофобии и обвиняя власти в смычке с «белорусскими бандеровцами». Что противопоставить такой пропаганде?

— На мой взгляд, это делают в России маргинальные ресурсы — тот же «Регнум». Он не массовый, обслуживает часть российской элиты, которая пытается влиять на политику постсоветских стран. «Регнум» проявляет большую активность в странах Балтии, был очень энергичен в Украине, и все же его позиция в отношении Беларуси удивляет. Обвинения в «литвинском национализме», в «вышиванизации» — большое преувеличение. Но если эти сигналы будут подхвачены более серьезными российскими ресурсами, тогда действительно столкнемся с проблемой…

Я не вижу, как этому можно противостоять. Однако коль речь идет о манипуляции — ответом на нее должна стать правда. Смотрите, например, ведь и у русских есть одежда с национальным орнаментом — это тоже «вышиванка», только русская!

С другой стороны, ряд публикаций о якобы злонамеренных действиях белорусского руководства или же о стремлении белорусской оппозиции в НАТО могут стать раздражающим фактором для российских элит.

— Безусловно, наибольшее влияние на общественное сознание оказывают телеканалы. Как подтолкнуть белорусское руководство к ограничению влияния российских «кнопок»?

— Я думаю, что пока наша «вертикаль» не воспримет их действия как опасные, никто не будет ограничивать вещание на Беларусь. Однако на последней пресс-конференции Александр Лукашенко упомянул, что имел разговор о негативных телепрограммах.

Если изменится градус недовольства российскими каналами, власти могут убрать их из сети вещания совсем или же «нейтрализиуют» только новостные и аналитические программы. Примерно так произошло с каналом ОНТ, который изначально вещал под девизом «Не вместо, а вместе». Сейчас канал полностью заменяет Первый российский, и это не вызывает никакого недовольства у аудитории.

— Что могут сделать для укрепления информационной защиты государства гражданское общество в условиях, когда оно загнано в гетто?

— Нужно выходить из гетто. Гражданское общество имеет возможность заниматься просветительством, повышением уровня медиаграмотности, некоторые структуры пытаются это делать. Недавно портал nastaunik.info перевел на белорусский язык анимационный ролик Деймона Брауна «Как найти правду в новостях»: он учит детей правильно воспринимать информацию и объясняет, почему нельзя черпать информацию только из одного источника.

Как видите, определенные возможности у гражданского общества есть.

Владимир Журавок

Читайте также о проекте «Рефорум»:

Кризис дает шанс?

Мобилизация вместо модернизации

Сергей Николюк: Беларусь уже не идет, а ползет в тупик

Перемены без политики

 

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.