Дать миру шанс
16-часовой ночной Минский саммит может войти в историю как исторический. При условии, что он принесет мир Украине.Переговорам в Минске предшествовало резкое обострение украинского кризиса. Накануне ДНР и ЛНР с поддержкой российских «отпускников» перешли в наступление, захватили новые территории.
В. Путин приехал в Минск разговаривать с позиции силы. Он даже позволил себе демонстративно на целый час опоздать.
С другой стороны, очень актуальным стал вопрос о возможности поставок США летального оружия Украине, что может привести к эскалации конфликта. И это очень пугает Европу. Что и побудило канцлера Германии А. Меркель и президента Франции Ф. Олланда осуществить челночную дипломатию, которая и привела всех в Минск. Но если одна сторона (Россия) не боится войны, а другая (Украина и Запад) ее остерегаются, то преимущество имеет тот, кто настроен более воинственно.
Тот факт, что переговоры на таком уровне длились 16 часов, свидетельствует либо о том, что, несмотря на напряженные дебаты накануне, итоговый документ так и не удалось согласовать, либо о том, что в последний момент одна из сторон выставила новые условия. По свидетельству участников, несколько раз саммит был на грани провала. Приезжая в Минск, Ф. Олланд и А. Меркель сильно рисковали, ибо если бы переговоры провалились, это был бы серьезный удар по их репутации.
По итогам саммита «Минск-2» принято два документа. Важно обратить внимание, что один из них называется «Комплекс мер по выполнению Минских соглашений». То есть договоренности, достигнутые в Минске 5 и 19 сентября прошлого года, не выполнены. Сейчас их еще раз зафиксировали, расшифровали в новом документе. Вся проблема состоит в том, что нет механизма выполнения подписанных соглашений. Противоборствующие стороны, в первую очередь ДНР и ЛНР, за которыми стоит Россия, не хотят реализовывать достигнутые договоренности. И нет судьи, арбитра, сильного внешнего давления, которые могли бы заставить выполнять то, что подписали.
Завизированные документы можно разделить на две части. Первая охватывает конкретные вопросы прекращения огня, перемирия, разведения воюющих сторон, обмена пленными. Они расписаны точнее, обозначены даты и расстояния отвода тяжелых вооружений. То есть вероятность их исполнения выше.
Хотя и здесь уже возникли разногласия в интерпретации. Все соглашения может разрушить ситуация вокруг Дебальцево. В. Путин утверждает, что эта территория находится под контролем сепаратистов, так как украинские войска в осаде, а Киев это отрицает. По-разному интерпретируют стороны достигнутые договоренности по вопросам об амнистии сепаратистов в Донецкой и Луганской областях, об освобождении украинской летчицы Надежды Савченко, которая находится в тюрьме в России.
Если бы было принято решение о создании миротворческих сил, которые могли расположиться между сторонами конфликта, то вероятность разведения войск была бы большая.
Насколько можно понять из текста соглашения, те территории, которые были захвачены сепаратистами во время наступления с 24 января, остаются под контролем ДНР и ЛНР. Заставить Россию вернуться к статус-кво на 19 сентября, Украине не удалось. Это значительная уступка Киева.
Вторая часть соглашения «Минск-2» касается политического урегулирования кризиса на востоке Украины. Здесь формулировки в документе менее конкретны, что дает возможность сторонам интерпретировать их по-своему. Например, в пункте 4 записано требование «начать диалог о модальностях проведения местных выборов» на территории нынешних ДНР и ЛНР на основе украинского законодательства. Поскольку Киев не признает руководство этих самопровозглашенных республик в качестве субъектов переговоров, то трудно представить, как это положение соглашений может быть выполнено.
В отличие от сентябрьских соглашений, теперь установление контроля Украины над захваченными сепаратистами территориями и над российско-украинской границей жестко увязано с проведением в Украине конституционной реформы, предусматривающей предоставление Донецкой и Луганской областям значительной автономии. Там предполагается «создание отрядов народной милиции по решению местных советов». В переводе на русский язык, это означает, что вооруженные формирования ДНР и ЛНР легализуются под видом «народной милиции». Это еще один компромисс со стороны Киева.
Как и в сентябрьских соглашениях, в подписанных теперь документах упоминания о ДНР и ЛНР нет вообще. Т. е. даже Россия признает юрисдикцию Украины над этими территориями.
Таким образом, достичь примирения, разведения войск и тяжелых вооружений хоть и трудно, но реально. Режим прекращения огня с 15 февраля в основном соблюдается. А вот вероятность политического урегулирования, которое предполагается осуществить в течение 2015 года, минимальна. Слишком велики и практически непримиримы позиции сторон. Все обратили внимание, что сразу после завершения переговоров В. Путин пошел давать интервью российским СМИ, а Порошенко — украинским. Каждая сторона, таким образом, сразу же начала интерпретировать соглашения в свою пользу.
В итоге, если военные действия прекратятся, а всеобъемлющего политического урегулирования украинского кризиса достичь не удастся, то мы, скорее всего, получим классический замороженный конфликт вроде Приднестровья или Нагорного Карабаха. И это не худший вариант, если исходить из нынешнего соотношения сил. Он в некотором смысле временно устроил бы всех. Если горячей войны нет, сохраняется холодный мир, переговоры о политическом урегулировании можно вести годами. Пусть контактная группа переселяется в Минск, Александр Григорьевич обеспечит участникам не только горячую еду и кофе, но и уютное жилье.
Думаю, ситуация замороженного конфликта будет в чем-то даже выгодна Киеву по нескольким причинам.
Во-первых, Украина больше заинтересована в мире, ибо война дается ей все труднее. Только четверть украинского населения поддерживает военное решение кризиса. Украина получит возможность проводить реформы, не ссылаясь на войну.
Во-вторых, в условиях мира ДНР и ЛНР перестают быть инструментом дестабилизирующего влияния России на Украину. Держать Киев на поводке Москва может только в условиях войны. Если же ДНР и ЛНР будут отделены, отгорожены от Украины, они перестанут пересекаться, станут жить параллельно, никто никому особо не будет досаждать.
В-третьих, если ДНР и ЛНР перестают быть средством дестабилизации Украины, то в таком случае, зачем они нужны России. Тем более, что это депрессивный регион, РФ надо брать на содержание 1,5—2 млн человек, которые там живут.
В-четвертых, западные санкции против России будут сохраняться, недавно ЕС принял новые экономические меры в отношении российских компаний. Причем сегодня Запад гораздо более консолидирован, чем во время подписания договоренностей «Минск-1», более жестко и решительно настроен обуздать агрессивные имперские интенции Москвы. Долгой конфронтации с Западом Россия не выдержит, ее экономика уже начинает потихоньку загнивать. Время работает против РФ.
То есть прекращение войны, мир, ситуация замороженного конфликта возвращает всех к реальности, к отрезвлению. На это и надежда.
Ну, а Минск по стечению обстоятельств превращается в столицу мира. А. Лукашенко совершенно неожиданно для себя получил такой подарок судьбы: возможность разговаривать с лидерами Германии и Франции. Таким восторженным мы его давно не видели.
Валерий Карбалевич
Читайте также в рубрике «Диагноз»: