Утешительный приз
Основное зло этого мира проистекает из того факта, что Бог не создал достаточно денег.Генрих Гейне С внешней, формальной стороны поездка А. Лукашенко в Москву на заседание Высшего госсовета Союзного государства Беларуси и России 3 марта была мало примечательной.
Если отбросить риторические упражнения в благонравной словесности на тему интеграции, то повестка дня заседания была пустой. Но все же событие примечательно по нескольким причинам.
Традиционно заседания Высшего госсовета Союзного государства Беларуси и России проводятся в декабре. Ведь на них утверждается бюджет этого интеграционного образования на следующий год. Руководство РФ предлагало провести это мероприятие в Москве 23 декабря вместе с саммитами ОДКБ и ЕАЭС. Но Лукашенко заупрямился. Принимая госсекретаря Союзного государства Григория Рапоту, он не поддержал предложение Москвы провести три заседания «все чохом в один день», ибо, по его словам, не хочет «в формализм превращать наше мероприятие», так как «появилась куча вопросов, которые нужно решать, в белорусско-российских отношениях».
Его логика понятна. Формат Союзного государства поднимает роль Беларуси как эксклюзивного союзника России со всеми вытекающими отсюда финансово-экономическими последствиями. И любые попытки Москвы принизить или поставить этот союз в один ряд с другими интеграционными объединениями вызывают его возражение.
А. Лукашенко хотел как лучше, но в итоге получилось как всегда. Проведение заседания Высшего госсовета было затянуто и проведено лишь в марте. В итоге Союзное государство почти весь первый квартал живет без бюджета. Что лишний раз показывает, чего на самом деле стоит это интеграционное образование.
Для президента Беларуси главный смысл всех переговоров с руководством России всегда один и тот же: выбить у союзника все новые субсидии и льготы. Говоря словами некогда известной песни с переправленным текстом, «а я еду, а я еду за деньгами, за туманом едут только дураки». Туман в данном случае — это ритуальные заклинания на тему «братской интеграции».
Беларуси срочно нужны кредиты. Дело в том, что в этом году стране нужно вернуть около $4 млрд внешнего долга. В бюджете, принятом еще до самой острой фазы кризиса перед Новым годом, была заложена только половина этой суммы. Но за это время все бюджетные параметры безнадежно устарели. Основную часть валютной выручки предполагалось получить за счет экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты. Но в связи с падением мировых нефтяных цен эта статья дохода существенно сократится.
2015 год начался с обвала во внешней торговле. В январе по сравнению с аналогичным периодом 2014 г. экспорт сократился на 24,8%, импорт — на 36,5%. Причем экспорт в Россию уменьшился на 39,6%, на столько же упал импорт из этой страны. Напомню, что с 1 января 2015 года начал функционировать Евразийский экономический союз, а государственные СМИ убеждали белорусов, что членство в этом объединении раскроет перед нами невиданные горизонты, огромный рынок, даст резкий рост товарооборота.
Международное рейтинговое агентство Moody’s 24 февраля поставило рейтинг гособлигаций Беларуси на пересмотр с возможностью понижения. При этом очень любопытным является обоснование этого решения. По мнению агентства, «текущий уровень запасов (золотовалютных. — Авт.) может покрыть только 2/3 валютных платежей» по погашению долга.
Иначе говоря, вопрос о кредитах, которые сегодня может дать только Россия, это вопрос экономического выживания Беларуси в нынешнем году. Когда старые долги возвращаются за счет заимствования новых денег, то речь идет о кредитной пирамиде, которая растет прямо на глазах. Кредиты берутся не для развития, а чтобы возвратить старые заимствования. Обратите внимание, той же Греции международные кредиторы дают деньги исключительно при условии, что будут проводиться реформы, которые создадут жизнеспособную экономику. Россия же дает кредиты Беларуси без всяких условий, во всяком случае, она не требует экономических преобразований. Есть лишь политические условия, которые остаются за кадром. Беларусь сегодня напоминает алкоголика или наркомана, который просит у соседа деньги в долг на новую дозу, не задумываясь, когда и как их возвращать. Но главное свойство всех финансовых пирамид состоит в том, что они рано или поздно обрушиваются. У нас же эту неизбежную перспективу почему-то упорно называют стабильностью.
По информации, которая просочилась в СМИ, Минск просит у Москвы $2,5 млрд. Однако никакого решения не принято, вопрос подвис. Не думаю, что Москва отказала. Месяц назад министр финансов РФ Антон Силуанов говорил, что Россия может помочь союзнику. Очевидно, то заявление было сделано не по собственной инициативе министра, были определенные указания В. Путина.
Но, на наш взгляд, возникли, по меньшей мере, две проблемы. Во-первых, из каких источников, в какой форме выделить эти деньги. Существует несколько вариантов. То ли кредит выделят из госбюджета РФ. То ли деньги даст один из российских госбанков, ведь раньше Беларусь кредитовали и ВТБ, и Сбербанк. Возможен вариант размещения белорусских облигаций на российском рынке. И в какой валюте будет этот кредит? Появилась информация, что он может быть выделен не в долларах, а в российских рублях.
Вторая проблема: чем Беларусь отблагодарит Москву за кредит, что взамен? Российская военная авиабаза на белорусской территории? Или продажа российскому капиталу прибыльных белорусских предприятий?
Вместо кредитов А. Лукашенко получил в Москве орден Александра Невского. Такой своеобразный утешительный приз. Интересно, что и сам процесс награждения руководителя Беларуси стал своеобразным отражением нынешних белорусско-российских отношений. Ведь бэкграунд этого события очень интересный.
В. Путин подписал указ о награждении А. Лукашенко орденом Александра Невского по случаю 60-летия, которое было 30 августа. Почему только через полгода произошло вручение ордена? Можно предположить, что планировалось провести торжество 23 декабря в Москве, в ходе саммитов ОДКБ и ЕАЭС. Однако там случился скандал. Как можно понять из полунамеков А. Лукашенко на январской пресс-конференции, В. Путин, возможно, предложил ему не баллотироваться на новый президентский срок. Это сильно взволновало белорусского лидера, и тогда прозвучала его знаменитая фраза, что он станет президентом, даже если весь мир будет против. Атмосфера для торжества была испорчена. И только теперь награда нашла героя.
Но все же орден — слабая компенсация денег. Так, яркая заплата на ветхом рубище белорусской экономики. Торг по поводу кредитов продолжится в самое ближайшее время. Ибо они нужны срочно, желательно уже в первом полугодии. Это как раз тот случай, о котором говорят: время — деньги.
Валерий Карбалевич
Читайте также в рубрике «Диагноз»: