TOP

Плыть можно и против течения

На вопросы «Снплюс» отвечает Юрий Новиков — известный в Могилеве правозащитник, руководитель областной коалиции демократических сил. 

— Стать оппозиционером меня, как говорится, заставила сама жизнь. В апреле 1986 года произошла авария на Чернобыльской АЭС. Людей уже отселяли из зараженной зоны, а нас почему-то отправляли туда в колхозы. Меня и моих коллег — в один из наиболее загрязненных районов, Краснопольский. Пробыв там две недели и узнав радиологическую обстановку на месте, решили вернуться обратно на завод. Но не тут-то было! Не пустили даже через проходную. В результате почти вся группа вернулась обратно в колхоз, остался только я и еще один парень. Полдня мы простояли на проходной, и после разговора с заместителем директора нас все же пропустили на завод, пригрозив увольнением. С этого момента, можно сказать, ко мне пришло понимание, что с властью не всегда нужно соглашаться.

— Лидер могилевских социал-демократов Игорь Борисов как-то отметил, что в области нет единства оппозиции, а коалиция демократических сил утратила свою легитимность. Вы согласны с таким утверждением?

— Да, в 2010 году не вошли в коалицию социал-демократы и кампания «Говори правду». Тем не менее мы совместно проводили пикеты, организовывали наблюдение и многое другое. Но, во-первых, извините за каламбур, совсем не обязательно, чтобы обязательно находили общий язык все субъекты. Во-вторых, коалиция — не партия, где вся работа регламентируется уставом. Коалиция создается под определенную конкретную цель. Но в целом, хочу сказать, у нас в области между демократами всегда были и остаются дружественные отношения.

— Сегодня много говорят о возможной ликвидации Могилевского правозащитного центра. Его можно отстоять?

— К сожалению, это не единственная правозащитная организация, которую закрыли или пытаются закрыть в Могилеве. Ранее были ликвидированы все первички Свободного профсоюза. Что можно сделать? Изменить законодательство. Следует утвердить заявительный принцип регистрации общественных и профсоюзных организаций, как во всем цивилизованном мире. И это одна из задач, которую должна ставить перед собой оппозиция.

— С какими проблемами идут к вам сегодня?

— В основном обращаются люди, прошедшие уже все государственные инстанции. К сожалению, нынешнее законодательство не позволяет нам напрямую защищать граждан непосредственно в судах, поэтому приходится ограничиваться консультациями, составлением исков, жалоб.

В качестве примера хочу привести один случай. Уволили трех работниц мясокомбината. Долго мы за них воевали, и в результате суд принял решение о восстановлении и выплате компенсации за время вынужденного прогула. Такое решение суда не устраивало администрацию, в результате она договорилась с женщинами о выплате им довольно солидных сумм выходного пособия в обмен на то, что они не будут восстанавливаться на работе.

— Какова обычно реакция местных властей на ваши инициативы?

— На любое проявление активности реагируют жестко, используя при этом правоохранительные органы и суды. Так, например, за сбор подписей против размещения в Беларуси иностранных военных баз суд Ленинского района подверг меня административному взысканию в виде штрафа в размере 45 базовых величин. И это далеко не единичный случай в Могилеве.

Но мы продолжаем работать. И верить в то, что, в конце концов, она увенчается успехом.

Это если говорить высоким штилем. А по-житейски скажу так: плыть можно и против течения. Мы выплывем!

Роберт Громов

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.