TOP

Как белорусы отказались от европейских зарплат

У нас очень скромная зарплата. По официальным данным, на предприятиях народного хозяйства в апреле текущего года она составила 6,536 млн рублей, в пересчете по нынешнему курсу — 452 доллара. 

По сравнению с декабрем прошлого года она сократилась на 13%. Хотя и декабрьская зарплата была очень скромной (по европейским меркам) — 621 доллар.

Но жить можно и нужно, поскольку по-иному не получается, да и не позволяется. Белорусы, принимавшие в рождественские праздники гостей из-за границы, не желая выглядеть круглыми сиротами своего социального государства, уверяли, когда приходило время задушевных бесед «про жизнь-жестянку», что живут по средствам, получают по 1000—1500 «зелеными». А скоро будет больше…

Почему называли именно эти цифры? Думаю, потому, что многие помнят обещания, которые раздавал А. Лукашенко в декабре 2010 года. На VI Всебелорусском народном собрании он с дерзким вызовом всему миру объявил, что обрек народ на исторический выбор: независимую, сильную и процветающую Беларусь. К слову, с той поры в умеренно пьющей компании кто-нибудь обязательно предложит тост: «Ну, за процветание». Не так, как пили, скажем, за Родину и Сталина, с яростным огоньком в глазах. А без фанатизма, считая, что если Лукашенко выполнит свои обещания хотя бы на 70%, то этого нам всем за глаза хватит. Ведь Лукашенко рассуждал примерно так: у нас считается, что зарплаты в 500 или даже 1000 долларов не дотягивают до европейского уровня. Но ведь надо учитывать и «социалку», львиную долю финансирования которой взяло на себя государство.

Когда произносили эти слова, трудящиеся получали ноябрьскую зарплату 2010 года, которая в эквиваленте составляла 471,8 доллара. Эта зарплата приближалась к цифре 500 долларов, но не приближалась к 1000. В связи с этим Лукашенко даже «покаламбурил»: «Я уже не раз предлагал сделать все, как на Западе: дать зарплату в 2—2,5 тыс. долларов, но и платить за все самим по европейским меркам — за квартиру, за образование, за медицину и так далее. Но вы же не хотите!»

Вот он, момент истины: белорусы сами отказались от европейских зарплат!

Почему? Во-первых, потому, что их мнением никто всерьез не интересовался, во-вторых, им сказали, что они уже живут по-европейски. Оказывается, население оплачивает менее 30% расходов ЖКХ, 40% издержек общественного транспорта, всего лишь 10% тратит на содержание ребенка в детском саду и только полпроцента расходов приходится на обучение одного учащегося в школе. Все остальное, мол, возмещает государство.

Ну да, возможно, и так, но ведь деньги само государство не зарабатывает. Оно может только их тратить с использованием разных своих затей. И взыскивать налоги с каждого жителя страны. Подчеркну: с каждого, включая младенцев, за которых налоги пока платят родители.

Интересно, что на Западе тоже есть государства, есть муниципальные экономики, которые содержат общественный транспорт, школы, учреждения культуры, наконец, пожарные команды. Малоимущих обеспечивают социальным (дешевым, или бесплатным, или государством финансируемым) жильем. В разных странах и уровень жизни разный. Но в любом случае расходы населения на пользование общественным транспортом устанавливаются на таком уровне, чтобы это было необременительно для всех жителей. Бедняков и богатеев.

Если бы «буржуи» ездили на трамваях, а за ними рысцой бежали бедняки… Но, кажется, такого никогда и нигде не было. Ни в одной стране, ни при консерваторах, ни при либералах. В общем, социальная сфера на Западе сложна, там действуют экономические стимулы, но только в той мере, в которой они обеспечивают доступ к ней всех граждан. Как сказал бы Виктор Шендерович, «не надо путать астму с оргазмом». Где белорусу взять деньги на полную оплату услуг ЖКХ, «бесплатные» медицину, образование? В вузах и колледжах «платников» гораздо больше, чем бюджетников, стремительно растет в объемах платная медицина, вместе с повышением базовой величины повышается цена административного обслуживания населения государством.

Даже пенсии, если забыть, что у нас действует солидарная система взносов в ФСЗН, мы сами себе оплачиваем. То есть, работая, мы платим в счет своего будущего пенсионного обеспечения на самом деле больше, чем потом получаем. Но, слава Богу, государство, распоряжаясь пенсионным фондом по собственному усмотрению, какие-то копейки оставляет и на пенсионеров.

Привожу структуру среднедушевого минимального потребительского бюджета в ценах марта 2015 г. по статьям расходов: продукты питания — 51,6%; одежда, белье, обувь — 19%; ЖКХ — 6,5%; бытовые услуги, транспорт, связь — 9,1%; мебель, предметы культурно-бытового и хозяйственного назначения — 8%; культурно-просветительные мероприятия и отдых — 1,6%; взносы и платежи — 2%, лекарственные средства, предметы санитарии и гигиены — 2,2%. Это научно рассчитанные нормы, в которые укладывается действующий бюджет прожиточного минимума в среднем на душу населения — 1,474 млн рублей. 100 долларов!

Не сильно покатаешься при таких капиталах даже на общественном транспорте! А цена льготы, если вспомнить давным-давно прошедшее время, выражалась всего в трех копейках, которые стоил талончик на трамвай.

Жить по минимуму трудно, скучно, неинтересно. Интерес начинается вместе с превышением средней заработной платы. Среднюю зарплату получают средние по квалификации, усердию, трудолюбию работники, которые должны решать свои задачи на довольно высоком уровне. Но ведь действующая зарплата не позволяет достигать даже минимальных стандартов. Разделенная на четверых домочадцев, трое из которых по объективным причинам не работают (дети, жена-декретница), средняя зарплата падает до самого минимального минимума. Конкретно — до 113 долларов на одного человека.

Получается не достойная бедность, а обычная нищета.

Константин Скуратович, Belrynok.by

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.