TOP

Массовая мутация

Итак, избирательная кампания вступила в новый этап. Из 14 инициативных групп, претендовавших на сбор необходимых 100 тыс. подписей, зарегистрировано 8. От президентского каравана отцепили почти всех «чудаков». Можно отметить, что в основном регистрация ЦИК происходила согласно формальным юридическим процедурам. 

Только относительно группы Николая Статкевича решение было не только юридическим, но и политическим, что ожидалось и было заранее анонсировано.

Еще одного претендента, выдвиженца от партии «зеленых», скандального Юрия Шульгана не пустили даже в здание ЦИК, куда он шел для подачи документов. Его отвезли в милицию, обнаружив алкогольное опьянение. Этот кандидат, назвавший себя «тунеядцем в декрете», ведущий неправедный образ жизни, не имевший паспорта и прописки, с самого начала демонстрирующий эпатажное поведение, грозил, в случае регистрации, превратить всю президентскую кампанию в развеселый балаган не только по содержанию, но и по форме. Власти на это пойти не могли. Ритуал легитимации А. Лукашенко на новый срок — слишком серьезное дело, чтобы превращать его в хохму. Как говорил известный персонаж старого советского фильма «Карнавальная ночь», «мы люди серьезные, мы сами шутить не любим и другим не дадим».

Из зарегистрированных восьми инициативных групп (Александра Лукашенко, Сергея Гайдукевича, Сергея Калякина, Анатолия Лебедько, Татьяны Короткевич, Виктора Терещенко, Николая Улаховича, Жанны Романовской) только последняя выглядит явным маргиналом и по статусу, и по известности, и по количеству членов инициативной группы. Все остальные имеют определенный политический бэкграунд, количество их команд составляет не менее 1 тысячи членов.

Первые дни сбора подписей показали, что этот процесс идет вяло. Общество аполитично, в выборах нет никакой интриги, все знают, какой будет результат, поэтому никакого интереса обывателей к этой кампании не наблюдается. К тому же — лето, время летних отпусков и дач.

С учетом того, что списки инициативных групп оппонентов А. Лукашенко небольшие, вероятнее всего необходимые 100 тыс. подписей не соберет никто. За исключением, понятное дело, действующего президента. И перед властями возникнет проблема, что делать. Ибо оставлять в бюллетенях для голосования одного А. Лукашенко даже для белорусских выборов — это чересчур. И принимать решение власти будут, исходя не из законодательства, а из политической целесообразности.

Интересно наблюдать за избирательной кампанией А. Лукашенко. Подписи в его поддержку в основном будут собирать не на пикетах, не по квартирам, а на рабочих местах, в учреждениях и на предприятиях. Не зря руководителем инициативной группы президента назначен глава Федерации профсоюзов Беларуси М. Орда. Можно предположить, что именно профкомы и станут главными сборщиками подписей.

Во всех странах любая избирательная кампания — это выбор будущего. Т. е. предпочтения электората, симпатии в пользу того или иного кандидата или политической партии определяются не достижениями в прошлом. Население, как правило, голосует за тех, кто предлагает более светлую перспективу. Поэтому избирательная кампания — это соревнование проектов будущего.

В Беларуси же это правило реализуется своеобразно. Во всех президентских кампаниях А. Лукашенко практически не предлагает никакой программы, никакого проекта будущего. Смысл его послания электорату состоит в том, что он будет продолжать прежнюю политику. Единственная содержательная часть его программы прежде реализовывалась в цифрах повышения зарплат. В 2001 году президент обещал среднюю зарплату в стране $100 в месяц, в 2006 г. — $250, в 2010 г. $500, а к 2015 году мы должны были получать в среднем $1000.

В нынешнюю же президентскую кампанию А. Лукашенко вступил, вообще не имея никакой программы, никакого проекта будущего. Он не обещает никакого повышения зарплаты, разве что требует от директората сохранить рабочие места. Правда, пенсионерам повысят пенсию с 1 сентября аж на 5%. Слоган предыдущих кампаний «За сильную и процветающую Беларусь!» теперь использовать как-то неудобно. Ибо, какое может быть процветание в условиях кризиса? Если следить за публичными выступлениями президента, то можно сделать вывод, что нам обещаны только стабильность, мир и покой. Иначе говоря, у нас не будет войны, как в Украине. Вот и вся избирательная программа!

Подписи в поддержку А. Лукашенко собираются под лозунгом «За будущее независимой Беларуси!». Все-таки тема будущего прозвучала. Вопрос о независимости Беларуси актуализировался в связи с украинскими событиями. Об угрозе белорусскому суверенитету со стороны России неоднократно говорила оппозиция и негосударственные СМИ. И вот теперь эту тему озвучил именно президент, а не оппозиционные кандидаты. Видимо, за неимением других идей. Проблема, однако, в том, что большинство населения и, в первую очередь, электорат А. Лукашенко не ощущает угрозы белорусской независимости.

Но парадокс ситуации в том, что отсутствие программы, проекта будущего, возможно, есть самая рациональная линия поведения действующего президента. Дело в том, что под влиянием украинского кризиса произошла мутация массового сознания белорусского общества. Страх перед войной, потребность в безопасности, запрос на сильную власть и твердую руку, способную защитить от катаклизмов, подобных тем, которые происходят в соседней стране, затмил все другие интересы. Благодаря российским телеканалам, первичные инстинкты вытеснили все остальное.

Вот Анатолий Лебедько свою избирательную программу озаглавил «Миллион новых рабочих мест». Казалось бы, в условиях экономического кризиса, остановки предприятий, массовых сокращений на производстве и банкротств, это как раз то, что нужно, это попадание в фокус общественных настроений. Но вот как-то не идет, не работает, не встречает большого энтузиазма его кампания. И здесь проблема не столько в недоверии к личности кандидата, лидера ОГП, сколько в отрицательном отношении общества к самой идее оппозиционности. Большинство белорусов считает, что в условиях тех угроз, ощущение которых возникло под влиянием украинского кризиса, необходима консолидация вокруг вождя. А любая оппозиция — это раскол. Поэтому обыватель просто не готов слушать и воспринимать альтернативу. И это несмотря на глубокий кризис белорусской социальной модели. Это и есть главный признак мутации массового сознания.

Но А. Лукашенко логично рассуждает, что коль общество так напугано войной в соседней стране, то не надо суетиться, что-то обещать, предлагать какую-то программу, проект будущего. Нужно полагаться на силу инерции. И лишь делать дешевые пиар-ходы, как косьба травы с Депардье. Известный французский актер в роли агитатора за А. Лукашенко — это гораздо лучше, чем тысячи активистов ФПБ и БРСМ.

Валерий Карбалевич

Читайте также в рубрике «Диагноз»:

Барсик как символ

Многополярный беспорядок

Тихие выборы


Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.