TOP

За «тучные годы» придется расплачиваться гражданам и частному бизнесу

Я уверен, что в ближайшие несколько лет экономике Беларуси предстоит пройти через стагнацию либо рецессию. Это будет происходить на фоне роста безработицы, снижения реальных доходов населения и высокого уровня долговой нагрузки на бюджет.

В таких условиях современное развитое государство, как правило, старается поддержать людей посредством адресной социальной помощи, а экономический рост восстановить через стимулирование частной предпринимательской инициативы и создание новых рабочих мест. Но наши чиновники планируют увеличить налоги, ужесточить контроль и продолжить практику взимания налога с безработных.

Если верить официальному прогнозу социально-экономического развития страны, то в 2015-м экономика Беларуси должна вырасти на 0,2—0,7%, а инфляция быть в пределах 12%. У Национального банка более пессимистичный прогноз по инфляции — 14%.

Но свежие статистические данные за первое полугодие 2015 года демонстрируют гораздо более негативную картину: падение ВВП в сопоставимых ценах составило 3,3%, а рост потребительских цен — 15%.

Не самая приятная ситуация складывается и с уровнем доходов населения. Недавно Министерство по налогам и сборам отрапортовало о том, что в первой половине 2015 года налоговые органы собрали почти 17,7 триллиона рублей подоходного налога. Это почти на 0,6% больше, чем планировалось, и на 17,2% больше по сравнению с таким же периодом 2014 года.

Однако стоит вспомнить, что начиная с 2015-го ставка подоходного налога выросла с 12 до 13%, то есть рост налоговой нагрузки составил 1/12, или 8,3%. Значит, либо собираемость этого вида налога упала, либо реальный рост доходов населения составил не 17,2%, а 8,9% при росте цен на 15%. Следовательно, доходы людей не только не выросли, но и сократились.

Что собираются предпринять власти?

В этих условиях правительство должно было бы увеличивать адресную социальную помощь безработным и малоимущим, а также стимулировать развитие частного бизнеса и создавать новые рабочие места. Но вместо этого в 2016—2018 годах предполагается увеличение налогов и ужесточение налогового контроля, а также взимание дополнительно сбора с безработных, с так называемых тунеядцев.

Часть предпринимателей лишат возможности работать при УСН (упрощенной системе налогообложения). Полный список видов деятельности, для которых применение УСН будет запрещено, на данный момент не опубликован.

Ставка сбора за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма может увеличиться в 12 раз! В абсолютном выражении суммы невелики: предполагается рост с одной базовой величины в год до одной базовой величины в месяц, но динамика настораживает. Кроме того, местные Советы депутатов планируется наделить правом увеличивать ставки этого сбора в зависимости от различных условий ведения бизнеса.

Еще одна непопулярная мера — переход к взиманию налога от кадастровой стоимости недвижимости. В результате налоговая база будет расширена, а налоговая нагрузка на бизнес возрастет. Кстати, и в этой сфере местным Советам депутатов предоставят дополнительные возможности по увеличению ставок земельных налогов в 5 раз.

Обычные граждане тоже почувствуют увеличение налогового бремени. Например, планируется повышение ставок акцизов, в том числе на табачную и алкогольную продукцию, введение сборов с покупок белорусов в зарубежных интернет-магазинах.

В части усиления контроля за уплатой налогов государство планирует внедрить автоматизированную систему дистанционного контроля кассового оборудования. Обоснованность расходов обычных граждан государство также возьмет под усиленный контроль. Скорее всего, в случае значительного превышения расходов над доходами налоговые органы будут требовать от граждан обосновать происхождение денег, а в случае невозможности такого обоснования — начислять подоходный налог на разницу между расходами и доходами.

Почему так происходит?

Дело в том, что правительству Беларуси приходится действовать в системе жестких ограничений. Фактически подобных тем, которые были поставлены перед греческим правительством, что очень логично.

Во-первых, политика экономического роста, основанная на стимулировании внутреннего спроса и проводимая в условиях наличия огромного государственного сектора экономики, потерпела ожидаемое фиаско. Дело в том, что внешние заимствования направлялись на реализацию заведомо неэффективных бизнес-проектов, то есть на технологическую модернизацию убыточных государственных предприятий, которые не способны выпускать востребованную рынком продукцию.

Проще говоря, оборудование купили, а научиться делать качественный продукт и продавать его по цене с прибылью — не получается. В результате имеем долги с процентами, а дохода на их покрытие нет.

Во-вторых, необоснованное повышение зарплат в государственном секторе и чрезмерные траты на «социалку». Ситуацию кое-как до поры до времени выправлял бездонный российский рынок, но в ближайшие годы на него рассчитывать не приходится.

Наконец, кредиты на модернизацию и «проедание» брать стало очень сложно. Уровень долговой нагрузки на бюджет на данный момент настолько высок, что все усилия направлены не на развитие, а на то, чтобы взять новые кредиты под возврат старых.

Теперь за прошлые «тучные годы» придется расплачиваться через налоги и ограничения обычным гражданам и частному бизнесу, так как других источников доходов в Беларуси нет.

Владимир Ковалкин, экономист, onliner.by

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.