TOP

Морковный сок

Время от сдачи в ЦИК подписей претендентов на высший государственный пост и до момента официальной регистрации кандидатов в президенты является периодом некоторого политического затишья. И без того тихая, неинтересная кампания, казалось бы, превращается в полную и окончательную рутину. 

Только бурлящие страсти в оппозиционной среде хоть как-то разнообразили и оживляли унылый пейзаж. Но они ограничивались внутриоппозиционной тусовкой. Казалось, ничто не предвещало грозы.

Но гром среди ясного неба все же грянул. 28 августа один из кандидатов Виктор Терещенко был отравлен морковным соком в кафе в центре Минска. Почти одновременно появилась информация, что избирательные комиссии признают его подписи сфальсифицированными.

В. Терещенко, так же как и С. Гайдукевич, является постоянным участником президентских кампаний. В этот раз он хорошо вписывался в сценарий властей, сдал необходимое количество подписей и готовился, как и на прошлых выборах, во время телевыступления читать лекцию по экономике с диаграммами и схемами.

Кстати, о подписях. Вот информация к размышлению. На президентских выборах 2001 года инициативная группа В. Терещенко составляла 6069 человек. Но она собрала только 63 тыс. подписей. В нынешней же кампании инициативная группа В. Терещенко насчитывала всего 946 членов. Но вот же чудо — кандидат сумел собрать и сдать 130 тыс. подписей.

Еще в начале прошлой недели казалось, что все идет согласно принятому сценарию. Председатель Центризбиркома Л. Ермошина повторяла тезис о пяти человеках, которые, скорее всего, по ее оценкам, станут кандидатами в президенты. Еще во вторник, 25 августа, она во время онлайн-трансляции интернет телевидения газеты «Советская Белоруссия» уверенно говорила: согласно предварительным данным по проверке подписей, «высокая вероятность, что кандидатами в президенты станут Сергей Гайдукевич, Татьяна Короткевич, Виктор Терещенко, Николай Улахович». Ну, само собой разумеется, и Александр Лукашенко. («Советская Белоруссия», 2015, 26 августа).

А уже 28 августа, в пятницу, вдруг все поменялось. Вскоре после отравления В. Терещенко в кафе ЦИК сообщил, что из 130 тыс. подписей, сданных этим кандидатом, настоящими оказалось только 6699, то есть 5%!

Вряд ли В. Терещенко просто так понес бы сдавать в избирательные комиссии всю эту туфту. Видимо, были определенные договоренности с властями, что никто подписи всерьез проверять не будет.

Очевидно, сценарий кампании власти поменяли на ходу, внезапно. Почему «слили» В. Терещенко, сказать трудно. И зачем было травить? Возможно, действительна версия Александра Федуты, который по телефону из Киева предложил оппозиции ради хохмы, чтобы довести избирательную кампанию до абсурда, поддержать В. Терещенко. Телефонный разговор подслушали, и вот результат.

А возможно, власти испугались самого образа В. Терещенко: экономист, кандидат наук. А тут экономический кризис, власти не знают, что делать, а Виктор Иванович уверенно заявляет, что знает, как вывести страну из ямы. А вдруг народ поверит?

«Казус Терещенко» знаменателен сразу в нескольких смыслах. Во-первых, эта драматическая история демонстрирует нам, как неуверенно чувствуют себя власти. Хотя, вроде бы, на первый взгляд, опасаться-то нечего, все схвачено. Но они боятся собственной тени, реагируют на внешние сигналы как-то не совсем адекватно.

Во-вторых, скандал с В. Терещенко показывает, что президентская кампания, даже в белорусском варианте «выборы без выборов» — это не такое уж безобидное мероприятие для всех ее участников. Вспомним, что во всех предыдущих кампаниях, каждый раз по их завершении некоторые из кандидатов в президенты оказывались за решеткой. А теперь мы узнали, что морковный сок может оказаться мощным предвыборным оружием.

В-третьих, и это самое интересное, что неожиданная опала В. Терещенко позволила выявить реальный процент действительных подписей, которые сдали спарринг-партнеры А. Лукашенко. Это 5%! Если учесть, что пикетов в поддержку Виктора Ивановича было немного больше, чем за С. Гайдукевича и Н. Улаховича, к тому же В. Терещенко, как он сам успел признаться, платил сборщикам за работу, — то можно предположить, что процент действительных подписей за горе-кандидатов, которые остались, еще меньше. Власти, сломав собственный первоначальный сценарий, разоблачили самих себя. Как известно, истина проявляется из внутренних противоречий лжи. «Казус Терещенко» — это кульминация фарса под названием «белорусские выборы».

Но выясняется, что это не единственный скандал. В самый разгар избирательной кампании Россия подложила своему верному союзнику А. Лукашенко, фигурально выражаясь, большую свинью. Правительство России одобрило проект соглашения с Беларусью о размещении здесь российской военной авиационной базы. Сознательный вброс этой информации через российские СМИ в предвыборный период — это способ давления на белорусского президента. Москва специально подобрала момент, когда он наиболее уязвим. Имеется в виду не только президентская кампания, но и критическая ситуация в экономике, острая потребность Беларуси во внешних кредитах.

Важно подчеркнуть, что информация об авиабазе — это удар под дых, ибо разрушает предвыборный образ А. Лукашенко, который он тщательно и скрупулезно создает. Дело в том, что в связи с кризисом белорусский лидер не может ничего предложить народу в социально-экономическом плане. Поэтому он презентует новый имидж. Дескать, зарплата не главное. На фоне тех катаклизмов, которые бушуют в мире, войны в Украине я вам гарантирую мир, безопасность, стабильность, спокойствие, выживание, защищенность. Это главный месседж, основная идея, программа, с которой он идет на выборы. Государственные СМИ внушают населению, что благодаря государственной мудрости А. Лукашенко, Беларусь не втянулась в российско-украинский конфликт, в военно-политическую конфронтацию России с Западом. Наоборот, сейчас мы пытаемся нормализовать отношения с США и ЕС. Более того, белорусский президент выступает в роли миротворца, посредника, модератора по урегулированию этого противостояния, благодаря чему Минск, как центр мирного урегулирования, посещают мировые лидеры. Совершенно понятно, почему А. Лукашенко так неприятны любые упоминания о российском военном присутствии в Беларуси. Вспомним, как неохотно он отвечал на вопрос журналистов о военных самолетах РФ на белорусской территории во время недавнего интервью независимым СМИ. Дескать, нет никаких самолетов.

И на этом фоне информация о планах размещения в Беларуси целого авиационного полка ВВС РФ, базирования боевых самолетов Су-27СМ3, несущих управляемые авиабомбы и крылатые ракеты — это разрушение имиджа А. Лукашенко как гаранта мира и безопасности белорусов. В случае реализации этого соглашения наша страна самым непосредственным образом втягивается в военно-политическую конфронтацию России с Западом, превращается в передний край потенциального военного конфликта, в вероятную мишень для ответного удара со стороны НАТО. Какое уж тут миротворчество, спокойствие и стабильность? Скорее, страна становится похожей на пороховую бочку. Информация об авиабазе для А. Лукашенко — это как морковный сок для В. Терещенко.

Не случайно белорусские официальные лица и государственные СМИ сделали вид, что не заметили этого сигнала из Москвы. И наоборот, Т. Короткевич тут же отреагировала на информацию об авиабазе, оценив ее негативно. И это попадание в фокус.

Валерий Карбалевич

Читайте также в рубрике «Диагноз»:

Игра политзаключенными

Территория выживания

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.