TOP

Страсти по Татьяне

Избирательная кампания в Беларуси подошла к очередному рубежу, закончился сбор подписей. Отличительной особенностью этих выборов стали равнодушие, апатия и безразличие абсолютного большинства населения. 

Подписи ставили в основном неохотно. Все понимают, что итог кампании давно известен, поэтому не видят смысла в этой процедуре. Травма, нанесенная украинской войной, отвернула белорусов от желания перемен, стала фактором консервации социально-политического статус-кво.

К тому же выдвижение трех кандидатов от оппозиции (С. Калякин, Т. Короткевич, А. Лебедько) размыли идею альтернативы. К ним добавились еще четыре претендента (С. Гайдукевич, В. Терещенко, Н. Улахович, Ж. Романовская), политическую физиономию которых определить трудно. Все это привело к тому, что у выборов нет интриги. С точки зрения обывателя нынешняя президентская кампания — самая скучная в истории Беларуси.

Эти обстоятельства содействуют тому, что властям не нужно слишком напрягаться. Обычно в ходе выборов обещают электорату золотые горы. В прежние времена и А. Лукашенко задабривал народ повышением зарплат и пенсий. А теперь, невиданное дело, он ведет свою агитационную кампанию под лозунгом самоограничений. Президент фактически призывает белорусов умерить желания, ограничить потребление, покупать белорусское, отдыхать на родине.

Инициативная группа А. Лукашенко сдала в Центризбирком 1,76 млн подписей. Фактически, за выдвижение президента подписался каждый четвертый избиратель в стране. И это несмотря на острый социально-экономический кризис. Собирали в основном на предприятиях и в учреждениях по команде руководителей. Трудно понять логику властей, почему именно такая цифра озвучена. Это больше, чем в 2010 году (тогда собрали 1,1 млн подписей), но меньше, чем в 2006 г. (почти 2 млн подписей).

Что касается остальных кандидатов, то итог их деятельности оценить сложно. С. Калякин и А. Лебедько честно признались, что не смогли собрать необходимые 100 тыс. подписей. Ибо нет массового общественного запроса на альтернативу действующей власти.

Т. Короткевич, С. Гайдукевич, В. Терещенко, Н. Улахович сдали в ЦИК свыше 100 тысяч подписей каждый. Большинство независимых экспертов считают, что необходимый рубеж не преодолел никто (кроме, разумеется, А. Лукашенко). И здесь нужно разделять понятия «собрали» и «сдали». Все видели, что инициативные группы трех последних претендентов собирали подписи, мягко говоря, не активно. Пикетов было мало, они не вызывали большого интереса, никто не видел, чтобы представители их команд ходили по квартирам.

Смею предположить, что при регистрации кандидатов в президенты ЦИК будет руководствоваться политической целесообразностью. Если претенденты вписываются в сценарий, то через сито территориальных избирательных комиссий пройдут.

Кстати, сформированы участковые избирательные комиссии. Из почти 70 тыс. их членов оппозиция представлена только 32 человеками. А всего от общественных организаций демократической направленности в комиссии было выдвинуто 516 кандидатов. Даже на предыдущих президентских выборах в этих структурах было 183 оппозиционера.

И вот здесь возникает интересный вопрос об этом самом сценарии властей. Понятно, что одного А. Лукашенко оставлять в избирательном бюллетене нельзя. Это неприлично даже для белорусских выборов. Нужно, чтобы там фигурировали и другие фамилии.

Прежде всего, надо, чтобы в бюллетенях для голосования был настоящий оппозиционер, а не, например, С. Гайдукевич. Иначе не поймет не только Европа, но и белорусское население. Дескать, оппозиционеры всегда были на финише кампании, а сейчас — нет. Значит, что-то не так, значит, выборы какие-то не такие, не настоящие. Да и для самого А. Лукашенко психологически важно «победить» именно представителя оппозиции.

И здесь у властей нет выбора, остается только Татьяна Короткевич. Невиданное дело, власти стали хвалить ее и защищать от претензий со стороны оппозиции. Сам А. Лукашенко снисходительно похвалил ее во время интервью независимым журналистам. И глава ЦИК Л. Ермошина вдруг со всей яростью набросилась на оппонентов Татьяны, пригрозила прокуратурой.

Дело в том, что власти не видят в Т. Короткевич соперника, не ощущают исходящей от нее опасности. Так как считают, что электорат не относится к Татьяне всерьез. Потому что она женщина, новичок в политике, не имеет опыта управления. Обратите внимание, за что А. Лукашенко ее похвалил. За то, что она в избирательной кампании использует белорусский язык. В том смысле, что это ее единственное хорошее качество. А с другой стороны, красивая женщина. Можно и иностранцам показать. Дескать, смотрите, до какой степени прогресса мы дошли, у нас почти как в Европе.

Здесь интересно то, что оппозиция три года упорно работала над проектом «единый кандидат». Были предприняты большие усилия, потрачено много времени, но все впустую, ничего не получилось. И вот теперь неожиданно единый кандидат от оппозиции появится естественным путем. Пожалуйста, прошу любить и жаловать. Если сама оппозиция не смогла этого сделать, то Александр Григорьевич поможет.

И вот тут началось самое интересное. Вся оппозиция, кроме кампании «Говори правду», которую и представляет Т. Короткевич, отмежевалась от нее и даже набросились с обвинениями, требуя сняться с выборов.

И здесь мы наблюдаем любопытный феномен. В политической системе Беларуси нет политики в европейском смысле, конкурентной борьбы. В итоге политика переместилась на территорию, находящуюся вне системы, в оппозицию. Те страсти, которые сейчас бушуют в оппозиционном гетто, должны были бы бушевать в парламенте, в публичном пространстве, в массовых СМИ. А они в Беларуси вытеснены в маргинез.

Белорусская оппозиция давно находится в кризисе. Президентская кампания резко усилила конфликты, противоречия и расколы в оппозиционной среде и одновременно привлекла к ним внимание обывателя, который волей-неволей политизируется в ходе выборов, пусть даже таких невнятных. С выходом на свободу Н. Статкевича усилилось радикальное крыло оппозиции. Полемика между ним и умеренным крылом, которое представлено командой Т. Короткевич, резко обострилась. Оппоненты критикуют Татьяну за то, что, по их мнению, она не собрала 100 тыс. подписей, что она не совсем оппозиционерка, ибо не оппонирует открыто А. Лукашенко. И вообще, увидели в ней конкурента за место под оппозиционным солнцем.

Из славной тройки (С. Гайдукевич, Н. Улахович, В. Терещенко), судя по всему, могут убрать последнего. В двух областях сразу вдруг обнаружили недействительные подписи в поддержку Виктора Терещенко, что странным образом совпало с его якобы отравлением. Поэтому, как можно судить, традиционную роль «Гайдукевича», то есть роль дежурного спарринг-партнера, будут исполнять сам С. Гайдукевич и Н. Улахович. Почти праздник демократии…

Валерий Карбалевич

Читайте также в рубрике «Диагноз»:

Игра политзаключенными

Территория выживания

Страна победившего оптимизма

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.