TOP

Социологи и белорусская «стабильность»

Работу государственных социологических служб оплачивают налогоплательщики, что не дает им права свободного доступа к результатам исследований.

БЕЛТА сообщило результаты опроса, проведенного Информационно-аналитическим центром (ИАЦ) в августе 2015 года. Сообщило БЕЛТА, а не сам ИАЦ, ибо все мои попытки узнать подробности на сайте центра закончились безрезультатно.

Лишение зарплаты сакрального статуса

Обратимся к результатам опроса, опубликованным БЕЛТА. Итак, главе государства доверяют 76,6% совершеннолетнего населения страны. По мнению 74,1% граждан, деятельность Александра Лукашенко отвечает интересам простых людей. 77,1% уверены, что Беларусь под руководством Лукашенко развивается в правильном направлении.

Аналогичный пакет информации был вброшен в информационное пространство и за месяц до президентских выборов в ноябре 2010 года: 80,5%, 77,5% и 77,5% соответственно.

Перед нами два фрагмента социологической картины маслом, призванной иллюстрировать основное достижение белорусской модели — стабильность.

Отношение к А.Лукашенко и оценка населением курса развития Беларуси, как это следует из результатов опросов, не зависит от состояния экономической реальности. Пять лет назад средняя зарплата росла двузначными темпами, уверенно приближаясь к «святой цифре» в 500 долларов (127,8% ноябрь 2010 года к ноябрю 2009 года!).

А что мы имеем сегодня? Сегодня мы имеем не рост, а падение: 96,2% реальной зарплаты июль к июлю. Более свежие данные по зарплате за 2015 год пока не опубликованы.

14 августа, посещая ОАО «Минский завод колесных тягачей», Лукашенко окончательно лишил заработную плату сакрального статуса, определив ее место в числе государственных задач, проходящих по категории «Но не это сегодня главное».

События развиваются по закону инверсионного мышления: кто был всем — стал ничем. Как тут не вспомнить судьбу Люцифера, низвергнутого из рая на землю с изменением божественного статуса до противоположного — дьявольского.

Российский тефлон не чета белорусскому

Рейтинги политиков, не зависящие от практических результатов их деятельности, в социологии принято называть «тефлоновыми». Фиксируются подобные рейтинги исключительно в странах авторитарных. В странах демократических любое действие политика тут же отражается на его оценках общественным мнением.

В качестве примера обратимся к электоральному рейтингу президента России Владимира Путина. С августа 2014 года он держится выше отметки в 70%, периодически упираясь в исторический максимум в 76% (по данным Фонда общественного мнения). Однако среднее значение рейтинга «национального лидера» за 2011 год составило 48%, за 2012 год — 49% и за 2013 год — 48%.

Таким образом, «тефлоновость» рейтинга Путина следует признать относительной. И это в России с ее 143-миллионным населением. В Беларуси проживает около 9,5 млн человек. Масса — мера инерции, в том числе и масса социальная. Поэтому все социальные тренды в республике-партизанке должны «плясать» энергичней, чем у ее восточной соседки. Однако ИАЦ этой «пляски» не фиксировал и не фиксирует.

Нынешний исторический максимум путинского рейтинга — это производная от патриотической эйфории, спровоцированной «присоединением» Крыма. Но рейтинг доверия Лукашенко и без эйфории годами держится на отметке около 80%. Что это, специфика рейтинга или специфика его измерения? Хотелось бы получить профессиональный комментарий по данному вопросу от специалистов ИАЦ.

Справедливости ради следует отметить, что рейтинг доверия (измеряет ИАЦ), как правило, на несколько процентных пунктов выше рейтинга электорального (измеряет ФОМ).

Вандея, уснувшая летаргическим сном

Главная причина «тефлоновости» рейтинга первых лиц заключается в сакральном восприятии власти подданными авторитарных государств. Граждане демократических государств оценивают носителей власти с точки зрения собственных интересов, т.е. рационально.

Безусловно, жизнь устроена сложнее, и предложенное мною различие следует воспринимать в качестве максимального упрощения. Но чем дальше мы отдаляемся от оценок персонификатора власти, тем более рационально оценивает массовое сознание в авторитарных странах явления общественной жизни.

Напомню, что по данным ИАЦ, в августе 2015 года 77,1% были уверены, что Беларусь под руководством Лукашенко развивается в правильном направлении, а в ноябре 2010 года — 77,5%. Такая вот стабильность.

В России c ее относительно «тефлоновым» рейтингам Путина ничего подобного не наблюдается. В частности, на сайте Левада-Центра (levada.ru) любой желающий без труда отыщет график текущих оценок положения дел в стране. Он представлен двумя линиями: красная — «События ведут нас в тупик», синяя — «В правильном направлении». Каждая из линий напоминает пилу, причем пилы многократно накладываются друг на друга и пересекаются.

Писатель Алесь Адамович называл Беларусь «Вандеей Перестройки», но в начале 90-х это была встревоженная Вандея. Сегодня ИАЦ фиксирует Вандею, уснувшую летаргическим сном, Вандею, не способную реагировать не только на внешние изменения, но и на внутренние.

В сказках спящих принцесс поцелуем будит принц. В нашем случае легким прикосновением губ ситуацию не исправить. Тут потребуется целовать взасос, периодически чередуя поцелуи с непрямым массажем сердца.

Сергей Николюк

Читайте также:

Если не он, то кто же?

Легенды и мифы современной Беларуси (толерантность)

Эх, найти бы нефть…

Не буди лихо, пока тихо

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.