Зияющая пустота
Говоря об особенностях нынешней президентской кампании, все обращают внимание на те новые факторы и обстоятельства, которых не было в ходе прежних президентских выборов. И их немало.
Но не менее интересно поговорить и о тех компонентах, постоянно присутствующих атрибутах, неизбежно сопровождавших предыдущие кампании, но сегодня вдруг внезапно исчезнувших. Например, уже приходилось говорить, что обжегшись на прежних обещаниях, теперь А. Лукашенко воздерживается говорить о средней зарплате в стране через пять лет.
Очень знаменательно, что в ходе этой президентской кампании не проводится Всебелорусское народное собрание (ВНС). Первое подобного рода политическое шоу состоялось в октябре 1996 года накануне исторического референдума, сменившего или, точнее сказать, сломавшего государственный строй Беларуси. Потом эти форумы вошли в прочную традицию. Они проводились каждые пять лет накануне очередных президентских выборов в стране. Всего прошло четыре ВНС. Ныне все ожидали пятого.
Но, видимо, не судьба. В 2006 и 2010 годах ВНС проходили примерно за две недели до дня выборов. Ныне до 11 октября осталось меньше времени, но о проведении пятого Всебелорусского народного собрания ничего не слышно. И власти ничего не объясняют. Что дает основание предполагать, что в этот раз его не будет.
ВНС выполняли роль главной предвыборной пиар-акции, были кульминацией и венцом агитационной кампании А. Лукашенко, рассматривались как всенародное благословение его на царствование. Это предвыборное шоу выдавалось за всенародный съезд, имеющий абсолютную легитимность. Государственные СМИ не скупились на высокопарные метафоры: «прямой разговор с народом», «народное вече», «высшая форма демократии», «непосредственная демократия». Это была классическая тоталитарная концепция, согласно которой вождь выступает от имени не части общества, не только своих сторонников, а всего народа. Потому что в белорусском социуме полное единство, здесь не существует конфликтов. А значит, и оппозиции быть не может.
На самом деле, конечно, ВНС не имели никакого отношения ко всему белорусскому народу. Никто делегатов не избирал. Участники ВНС — это специально отобранные исполнительной вертикалью люди, призванные демонстрировать квазидемократическую легитимацию, всенародную поддержку А. Лукашенко.
Президент Беларуси очень гордился своим детищем, часто на него ссылался при встречах и с белорусскими чиновниками, гражданами, и с иностранцами. Еще в прошлом году он требовал от правительства выполнения решений четвертого ВНС. И вот такой неутешительный финал.
Что случилось, почему вдруг А. Лукашенко нарушил, казалось бы, незыблемую традицию?
Когда в 2013 году на космодроме «Байконур» развалилась только что стартовавшая российская ракета «Протон-М», растерянный репортер телеканала «Вести-24», который вел репортаж в прямом эфире, выдавил из себя фразу, ставшую исторической: «Что-то, похоже, пошло не так».
Что же в нашем случае пошло не так? Прежде всего, оказались просто катастрофически провалены задачи, поставленные на четвертом ВНС пять лет назад. Судите сами.
Фактически, ни один показатель программы социально-экономического развития на 2011—2015 годы не достигнут. Согласно планам, за пять ВВП должен был вырасти на 62—68%, а в реальности увеличился только на 6—7%. Разница — почти в 10 раз! Предполагалось, что за пятилетку объем промышленного производства возрастет на 54—60%, а на самом деле рост составил только 5,7%. Опять же, в 10 раз меньше. Производительность труда должна была возрасти на 63—68%, а в действительности получилось только на 12%. Планировалось построить 9,5—10 млн квадратных метров жилья, а осилили только 4 млн. За пятилетку почти в 6 раз был девальвирован белорусский рубль. По этому показателю Беларусь оказалась среди мировых лидеров. И, наконец, А. Лукашенко обещал, что «к 2015 году уровень жизни в Беларуси приблизится к европейскому», средняя зарплата в стране достигнет около $1 тыс. На самом деле сегодня этот показатель едва превышает $400. По уровню средней зарплаты страна отброшена в 2009 год.
Сам А. Лукашенко в своей новой предвыборной программе был вынужден стыдливо признать: «Пять лет назад мы ставили перед собой большие задачи в экономике. Скажу прямо и честно — не все из того, что задумывалось, удалось выполнить». Правильнее было бы сказать, что не удалось выполнить практически ничего.
И как после такого сокрушительного провала выходить на трибуну ВНС и отчитываться о выполнении (вернее, невыполнении) заданий пятилетки? Нет, конечно, можно было в очередной раз сослаться на внешние причины, обвинить врагов. И никто из так называемых «делегатов» не задал бы никакой неудобный вопрос.
Но проведение ВНС с подведением итогов пятилетки максимально использовали бы независимые СМИ для того, чтобы в очередной раз акцентировать внимание общества на экономических провалах власти. Кроме того, как обещать народу новые сияющие высоты, если впереди никаких благоприятных перспектив не просматривается. Поэтому А. Лукашенко понял, что в этой информационной войне у него мало козырей. И принял благоразумное решение не давать своим противникам лишний повод для злорадства.
Еще один момент. А. Лукашенко, как и большинство его сторонников — выходец из СССР. В Советском Союзе раз в пять лет проводились съезды КПСС, определявшие задания на очередную пятилетку. ВНС — это была попытка возвращения к советским традициям, дань ностальгии значительной части белорусов по временам СССР. Но за четверть столетия после распада Советского Союза в Беларуси выросло новое поколение, которое просто не знает тех традиций. Апелляция к прошлому перестает приносить политические очки.
Обратим внимание, что это уже вторая священная корова официальной пропаганды, на которую покусился президент Беларуси. Первой были знаменитые, культовые «Дожинки».
Но отмена ВНС образовала зияющую пустоту в кампании А. Лукашенко по мобилизации своих сторонников. Не исключено, что будет придуман какой-нибудь иной способ, чтобы символизировать кульминацию, заключительный аккорд агитации в поддержку действующего президента. Например, большой концерт в честь несменяемого вождя. Ибо пустующие пикеты в его поддержку на улицах городов — не очень убедительная демонстрация всенародной любви. Т. е. надо же как-то показать, из чего выросли предполагаемые традиционные 80% за А. Лукашенко, которые выдаст Центризбирком. Народ ведь должен поверить, что президент у нас «всенародно избранный». Или все же ставка делается на силу инерции? Пока же президентская вертикаль занята мобилизацией избирателей на голосование, чтобы обеспечить явку.
Валерий Карбалевич
Читайте также в рубрике «Диагноз»: