TOP

На заработки в Финляндию

Молодой минчанин летом два месяца собирал огурцы в теплицах финского фермера. Он рассказал, как смог устроиться на эту работу, в каких условиях пришлось трудиться и сколько удалось заработать.

Имя молодого человека не указывается по его просьбе.

— Я работаю в государственной структуре. Платят там немного, поэтому стараюсь периодически подрабатывать. Найти работу в Финляндии помог двоюродный брат, который давно там живет. Летом я взял отпуск и полетел к нему (виза имелась).

У брата была предварительная договоренность с фермером, у которого когда-то работал его друг, но сдержит ли наниматель слово, мы до конца не знали. Поэтому решили подстраховаться: стали объезжать соседние фермерские хозяйства в поисках вакансии. Но достаточно скоро убедились, что дело это бесперспективное. Один фермер продемонстрировал записную книжку: там на нескольких страницах были записаны имена и телефоны желающих получить работу. Очень много у местных работает вьетнамцев — те, как правило, трудятся усерднее наших, а требования у них небольшие.

К счастью, знакомый брата сдержал слово. На работу я устроился официально — с уплатой налогов. В Финляндии это можно сделать с обычной туристической шенген-визой, никаких разрешений для работы на ферме не требуется. По визе я мог находиться в странах Шенгена не более 90 дней в течение полугода — вот это правило нельзя было нарушить. В итоге у фермера я проработал почти два месяца.

Условия работы

Фермерское хозяйство, где я работал, находилось примерно в 400 км от Хельсинки. Владеет им немолодой швед. Он выращивает огурцы, которые потом поставляются в супермаркеты. В его хозяйстве четыре теплицы. В мои обязанности входила прополка (убирал сорняки с помощью больших ножниц), обрезка лишних ростков и закрепление растущих плантов (растения вьются вверх по веревке и нужно, чтобы они не переломались).

Моя оплата составляла 8,8 евро в час. Из них 35% уходило на налоги. Какая сумма вышла за два месяца, можете подсчитать сами.

Приступал к обязанностям в 8.30 и заканчивал в 19.00 — в этот промежуток у меня был обед и несколько 15-минутных перерывов. Поскольку на хозяйстве я был один, то работы хватало. Тем более хозяйство мне оставили не в лучшем виде. До меня в теплицах работала латышка, она мне призналась, что хитрила — в журнале учета записывала большее количество часов, чем на самом деле была занята. Ей это сходило с рук, поскольку наш фермер работу контролировал минимально (мог прийти ко мне раз в два дня). Я решил, что обманывать его не буду — глупо это делать, если тебе доверяют и платят огромные, по белорусским меркам, деньги. Фермер, кстати, быстро понял, что я выполняю гораздо больший объем работы, чем предыдущий работник.

По своей инициативе работал фактически без выходных — времени у меня было немного, хотелось заработать больше.

Температура в теплицах зависела от погоды: если на улице было солнце и +20 градусов, то в теплице — +35—40. Если на улице было прохладно, то и в теплице — не выше 20 градусов. За два месяца работы я, наверное, сбросил около 5 килограммов. Лишний вес перешел в мышцы.

Условия проживания

Возле теплиц, где я работал, возведена двухэтажная постройка для рабочих. Жил там один. Спальня, душ, туалет, огромная кухня с холодильником, плитой и микроволновкой — там было все необходимое для проживания. Готовил себе сам, продукты покупал в ближайшем супермаркете. Когда мне нужно было сделать покупки, фермер брал автомобиль и отвозил меня. Благодаря разговорам с ним я даже подтянул свой английский. Сам фермер с семьей жил в отдельном доме, с его близкими я практически не общался.

Вечером после работы приходил уставший, поэтому о каких-то далеких прогулках и не думал. Общался с близкими и друзьями по скайпу и ложился спать. Очень непросто было привыкнуть к белым ночам — на улице светло, как днем, трудно заснуть. Однажды (еще до того, как стал работать на ферме) встал в два часа ночи и пошел на спортплощадку, где бил футбольным мячом по воротам.

Возвращение домой

После меня на работу в это фермерское хозяйство взяли молодого армянина. Подсуетился его отец, который давно в Финляндии на заработках. Вообще там многие живут по 10 лет. Потом получают вид на жительство или гражданство. Мой двоюродный брат сейчас получает пособие по безработице в 1200 евро, съемное жилье оплачивает государство. То есть люди в Финляндии полностью защищены.

После возвращения в Минск эмоции у меня были неважные. Сравниваешь доходы людей здесь и там — становится невесело. Чернорабочий в Финляндии получает столько же, как здесь высокооплачиваемые программисты. Смотришь по сторонам — и чувствуешь какую-то безысходность. Люди с высшим образованием работают, бьются, но живут бедно.

«Салідарнасць»

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.