TOP

Финт ушами

Совсем недавно, во время инаугурации А. Лукашенко выступил с пламенной речью в защиту социального государства, на которое якобы замахнулись реформаторы «из властных кабинетов». Он нарисовал душераздирающие картины, в которых дети и старики беспощадной рукой сторонников реформ будут брошены в рыночную стихию. Но на пути этих бездушных людей предстает, как мощный богатырь, народный президент.

Отгремели фанфары, отпели песни на торжественном концерте, всенародно отпраздновали начало очередного президентского срока действующего руководителя. Начались серые будни. И очень скоро выяснилось, что все эти умилительные и проникновенные интенции в защиту детей и стариков были обыкновенным словесным камуфляжем. Через короткое время после клятвы на Конституции А. Лукашенко начал собственными руками, тишком, по частям демонтировать то самое социальное государство, которое он так неистово защищал на инаугурации буквально несколько дней назад.

11 ноября президент издал декрет № 7, которым вводится 13-процентный налог на доходы вкладчиков от банковских депозитов с рублевых вкладов сроком до года и валютных вкладов — до двух лет. Также вводятся безотзывные вклады, деньги с которых нельзя снять в любой момент.

Официальные лица и государственные СМИ, комментируя этот законодательный акт, акцентируют внимание на том, что до сих пор для белорусских вкладчиков были созданы уникальные льготные условия. Мол, налоги на вклады в соседних странах еще выше и существуют давно.

Но здесь следует иметь в виду, что Беларусь является уникальной страной и в другом смысле. Она стала рекордсменом мира по инфляции за последние 20 лет (если не считать Зимбабве). С 2009 года (за шесть лет) белорусский рубль девальвировался в восемь раз (с 2200 до 17880 рублей за доллар). Это ведь тоже уникальная в мире ситуация. Поэтому и понадобилась третья деноминация. Понятно, почему инфляционные и девальвационные ожидания в белорусском обществе такие беспрецедентные. Поэтому власти и вынуждены были принимать чрезвычайные меры, чтобы их сбить, создавая льготные условия для вкладчиков. То есть высокие проценты на вклады, возможность в любой момент их снять, гарантия государства на возвращение любой сумы депозитов — это была не чрезмерная забота государства о народе, а единственный рациональный способ спасти неэффективную экономическую систему от полного коллапса. Ибо в Беларуси вклады составляют более половины всех ресурсов банков. В других странах они занимают меньшую долю — всего 20—30%.

Кроме того, высокие проценты по депозитам, вообще льготные условия — это инструмент спасения доходов белорусских граждан от инфляции, которая ежегодно определяется двузначными цифрами. Ведь в Беларуси, в отличие от других стран, нет других механизмов сохранения денег. Здесь фактически не существует полноценного фондового рынка, невозможно купить акции прибыльных предприятий. Банковские депозиты — единственный инструмент сохранения доходов. Помните, в 2011 году, когда в стране произошла трёхкратная девальвация, возникли очереди в обменниках, А. Лукашенко спрашивал, зачем вам доллары и дал команду исследовать, кто покупает валюту. Оказалось, что в основном пенсионеры приобретают по 10, 20 долларов, чтобы отложить «на старость».

И вот теперь власти, не сбив инфляцию, наносят удар по этому способу сохранения денег. Как любит говорить А. Лукашенко, государство — для народа. Но не получилось бы так, что, как часто бывало, власти перехитрили самих себя. Ибо сегодня 80% рублевых депозитов составляют вклады до года. Теперь президентским декретом граждане поставлены перед выбором: либо создавать длинные вклады, либо покупать валюту. Делать долговременные рублевые вклады в условиях перманентного ослабления белорусского рубля — это большой риск. Думаю, большинство станет покупать валюту. И это уже сказывается на валютном рынке, обменный курс белорусского рубля пошел вниз. Как бы это не оказалось плохим началом.

17 ноября во время встречи с главой миссии МВФ по Беларуси Питером Долманом Александр Лукашенко в очередной раз продекларировал свою заботу о народе. «Мы не можем бросить ни одного ребенка, ни одного старика, инвалида без помощи нашего общества, государства. В этом смысл социального государства».

А всего днем ранее 16 ноября он подписал президентский указ № 460, который предусматривает сокращение господдержки при строительстве и покупке жилья, уменьшение жилищных льгот. Так, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, теперь будут давать социальное жилье только на пять лет с правом получения льготного кредита на строительство своей квартиры. Указ предусматривает уменьшение размера финансовой помощи многодетным и молодым семьям на погашение задолженности по льготным кредитам при отмене усыновления детей. Согласно указу, теперь государственные органы и организации получают право объявлять общежития квартирами и включать их в состав жилья коммерческого использования. Меньше становится категорий граждан, которые имеют первоочередное право на коммерческое жилье, сокращаются льготы по оплате за его пользование. Указ запрещает ставить в очередь на квартиры тех граждан, которые имеют жилье, признанное непригодным для проживания. Государство для народа.

Как известно, Международный валютный фонд в качестве условия предоставления кредита требует полной оплаты населением коммунальных услуг, общественного транспорта. И, как ни странно, защитник социального государства с этим согласился. Во время встречи с представителем МВФ А. Лукашенко заявил: «Формула одна: получаешь услугу — плати за эту услугу в полном объеме. Будь то электричество, тепло, транспортное обслуживание и так далее».

Как обычно, власти объявят эту меру структурной реформой, будут ссылаться на мировой опыт, дескать, в рыночной экономике каждый платит за себя. Но здесь опять же есть значительная доля лукавства. Ибо в отличие от мировой практики, у нас коммунальные услуги оказывает государственный монополист. Помните, сам А. Лукашенко неоднократно обращался к руководству ЖКХ с требованием: покажите калькуляцию, как вы считаете коммунальные тарифы? Судя по всему, ее так и не показали, во всяком случае, об этом ничего не известно. Вопрос президента был уместен, ибо, как выясняется, на балансе ЖКХ много так называемых «непрофильных активов». Проще говоря, нерентабельных предприятий, содержание которых закладывается в коммунальные тарифы. И все это собираются переложить на плечи населения. Уж не говоря о качестве услуг, это отдельная тема.

На прошлой неделе Палата представителей приняла закон, предусматривающий административную ответственность граждан за неуплату налога «на тунеядство».

Таким образом, на наших глазах происходит подмена понятий. Власти отказываются проводить рыночные реформы в экономике, которые бы запустили механизм развития, предоставили бы больше свободы людям для зарабатывания денег и сократили бы пространство для государственного патернализма. Вместо этого политическое руководство демонтирует элементы социального государства, сбрасывает с государственных институтов груз социальной ответственности перед гражданами, увеличивает поборы с людей, перекладывает тяжесть кризиса на население. И объявляет это структурными рыночными реформами, навязанными МВФ.

Валерий Карбалевич

Читайте также в рубрике «Диагноз»:

Парижская трагедия

Кризис верхов

Очередная внешне-политическая развилка

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.