TOP

Турецкий гамбит

После теракта в Париже, казалось, на волне возмущения против этого чудовищного злодейства появилась реальная возможность объединить усилия и создать реальную коалицию против Исламского государства (ИГ). Но сбитый Турцией российский самолет снова перемешал все карты. 

Сирийский кризис чем дальше, тем больше становится катализатором все новых мировых проблем.

Видимо, не случайно в центре скандала снова оказалась Россия. Именно она в последние годы становится источником международных конфликтов. Война с Грузией, война с Украиной, теперь вот война в Сирии.

До сих пор не утихают споры о смысле и цели вмешательства РФ в сирийский конфликт. Еще весной В. Путин утверждал, что ИГ России не угрожает. Полтора года с момента образования Исламского государства российские официальные лица и кремлевские пропагандисты убеждали всех, что Россия ни в коем случае не должна туда влезать, Запад, прежде всего США, заварили эту кашу, пусть сами и расхлебывают.

И вдруг все повернулось на 180 градусов. Москва влезла в этот кризис по самые уши, причем она ведет себя там, как слон в посудной лавке. Дело в том, что в Сирии РФ стала вести войну на два фронта: против ИГ и против нерадикальной оппозиции режиму Асада, которую поддерживают не только США и ЕС, но и Турция, и практически весь арабский мир во главе с Саудовской Аравией. В итоге помимо нового конфликтного поля с Западом, Россия испортила отношения с арабскими странами. Попытка демонстрации силы, возвращения статуса великой державы привела к усилению международной изоляции РФ. Плюс взорванный российский самолет с туристами над Синаем.

И вот теперь еще конфликт с Турцией. Он назревал давно. Дело в том, что российская авиация бомбит ту территорию Сирии, на которой проживают туркоманы (туркмены). Турция считает их родственным народом, помогает им.

Случаи с пересечением военными самолетами воздушных границ других государств в мире происходят часто. В последнее время именно Россия играет на грани фола. Было много сообщений о нарушении российскими самолетами воздушного пространства стран Балтии, Великобритании, других государств. Вот в воскресенье Израиль заявил, что военный самолет РФ залетел на его территорию на полтора километра. Такие инциденты обычно заканчиваются дипломатическими нотами, нарушителей принуждают покинуть чужую территорию под угрозой уничтожения, или пытаются посадить на свой аэродром. Сбивают самолет-нарушитель в таких случаях крайне редко, ибо такое ЧП чревато войной. Турки на это решились.

Здесь надо иметь в виду, что Турция претендует на статус региональной сверхдержавы. Страна переживает бурный экономический рост. Распад СССР разбудил ее имперские комплексы, историческую память об Османской империи. Турция стала претендовать на покровительство тюркоязычных народов. Сейчас президентом страны является Реджеп Эрдоган, яркий, харизматичный, авторитарный лидер, любящий демонстрировать силу как внутри страны, так и вне ее.

И вот здесь, в Сирии, столкнулись две великодержавные амбиции (России и Турции). Возникло высоковольтное напряжение. Сбитый самолет — болезненный щелчок по носу Москве. И она объявила экономическую и визовую войну Турции.

Как известно, любые санкции — обоюдоострое оружие, потому что бьют по собственным интересам. Особенно стоит обратить внимание на фактический запрет турфирмам везти туристов в Турцию. Там ежегодно отдыхало около 4,5 млн россиян. Дело не только в том, что этим решением Кремль положит на лопатки российскую туристическую отрасль. Ведь одновременно запрещены полеты и в Египет. Таким образом власти лишили своих граждан традиционных мест отдыха. В дополнение ко всему с 1 декабря закрываются санатории Крыма в связи с отсутствием электричества на полуострове. Но когда на кону великодержавные амбиции, то кто же думает о собственном народе? Москва действует по принципу: бей своих, чтобы чужие боялись. Так было с эмбарго на поставки продуктов питания из ЕС, так и теперь.

Важно обратить внимание, что этот российско-турецкий конфликт обнажил международную изоляцию России. Турцию поддержала НАТО, пусть и на уровне декларации. Россию не поддержал никто: ни ОДКБ, ни ЕАЭС.

Из заявления белорусского МИД следует, что Минск занимает позицию подчеркнутого нейтралитета в этом конфликте. Беларусь имеет тесные экономические связи с Турцией, здесь большие турецкие инвестиции. Поэтому вполне разумно, что Минск не присоединился к российским антитурецким санкциям. Более того, как раз в эти дни белорусская делегация поехала в Стамбул подписывать соглашение о развитии туризма с Турцией. Российские граждане могут воспользоваться Беларусью для поездок на отдых в Египет и Турцию. Как они пользуются белорусским авиатранзитом, чтобы попасть в Украину.

В связи с российско-турецким конфликтом отменен, перенесен на более поздний срок визит А. Лукашенко в Москву. Ведь В. Путину сейчас не до Беларуси.

Не думаю, что визит президента Азербайджана И. Алиева в Минск как-то связан с российско-турецким конфликтом. Вполне допускаю, что Турция могла попросить Баку выступить в роли посредника для урегулирования своих отношений с Россией. Но в таком случае И. Алиев полетел бы в Москву, а не в Минск. С учетом того, что вместе с президентом в Беларусь приехало значительное количество азербайджанских бизнесменов, речь на переговорах шла о двусторонних отношениях, прежде всего в экономической сфере.

Кстати, этот инцидент со сбитым российским военным самолетом дал дополнительный аргумент против размещения в Беларуси авиабазы РФ. Легко можно представить, что подобный случай может произойти здесь, на белорусской территории. В условиях нарастающего военно-политического напряжения между Россией и НАТО, когда каждая сторона стремится продемонстрировать силу, российский самолет с Бобруйского аэродрома может нечаянно залететь в воздушное пространство Польши или Литвы, и будет сбит. И Беларусь помимо своей воли может быть втянута в острый военно-политический конфликт с Североатлантическим альянсом. Белорусам это нужно?

Если рассматривать проблему шире, то российско-украинский конфликт стал основанием для того, чтобы Беларусь несколько дистанцировалась от Москвы, попыталась проводить политику балансирования между Россией и Украиной, РФ и Западом. Российско-турецкий конфликт мог бы стать поводом, чтобы сделать следующий шаг в том же направлении. Внешняя политика Кремля становится все более конфликтной, непредсказуемой, чреватой втягиванием союзников во все новые авантюры. Поэтому надо потихоньку отгребать в сторону.

Валерий Карбалевич

Читайте также в рубрике «Диагноз»:

Финт ушами

Парижская трагедия

Кризис верхов

Очередная внешне-политическая развилка

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.